Принцип индивидуальности (индивидуализации)

Совместное противостояние силам природы

Древние люди, не понимавшие законов устройства окружающего мира и не знавшие более эффективных способов добычи пропитания и постройки жилищ кроме тех, где требовалось участие большого количества человек, соответственно не могли и помыслить о том, чтобы противопоставить свою индивидуальность коллективу.

Отрыв от общества, изгнание из его рядов означали неминуемую гибель. В этом смысле обстоятельства мало изменились и в античности, и даже в период Средневековья. Тем более что в те времена о последних достижениях науки было известно только весьма ограниченному по численности кругу людей.

Применение на практике

Существует несколько видов личностно-ориентированного подхода, которые применяются на практике. Все они взаимосвязаны друг с другом через понятия дифференциации и индивидуализации. 

Дифференцированный подход

Дифференциация — это распределение учеников на разные категории групп по определенному принципу с целью оптимизации учебного процесса и создания наилучших условий для саморазвития каждого конкретного ребенка.

В качестве примера можно привести разделение учащихся первого класса на три категории: 

  1. Те, кто совсем не умеет читать.
  2. Дети, знающие все буквы и умеющие складывать из них слоги и простые слова.
  3. Хорошо читающие дети.

Дифференцированный подход к обучению означает построение учебного процесса, при котором учитываются его возрастные характеристики, интеллектуальный уровень развития ребенка (имеющиеся способности и знания), степень его обучаемости (как быстро он способен усвоить материал).

Индивидуальный подход

Индивидуализация — это процесс выявления и учета психических, физиологических и иных особенностей личности.

На основе проведенного анализа выстраивается концепция по применению наиболее подходящих форм и методов воспитания и обучения. Для этого учитель или воспитатель должны обладать знаниями в области психологии. Необходимо учитывать степень дисциплинированности, активности ученика, его уверенности в себе, особенности восприятия информации (какая память лучше развита — зрительная или слуховая), темперамента (выполняет задание быстро, но с помарками или же медленно и скрупулезно) и другие характеристики.

Индивидуальный подход к обучению означает разделение детей на группы по таким признакам, как наличие определенных способностей, скорость и качество усвоения материала, успеваемость, склонность к тому или иному предмету и виду деятельности.

С каждой группой проводится отдельная работа. К примеру, те дети, которые быстро справились с работой, получают дополнительное задание. Есть дети активные и пассивные. Активный, уверенный в себе ребенок всегда тянет руку, даже если не знает правильного ответа, он не боится ошибиться. Пассивный ребенок испытывает чувство неуверенности в своих знаниях и страх ошибиться — даже зная правильный ответ, он вряд ли станет проявлять инициативу. Все это педагог должен учитывать при индивидуальной работе с каждым ребенком, обязательно похвалить робкого ученика за правильный ответ.

Субъектно-личностный подход

Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.

Разноуровневый подход

Разноуровневый подход подразумевает дифференциацию по разному уровню сложности. Так, на уроках математики детям, имеющим гуманитарный склад ума, дают более простые задания. А дети с явно выраженными математическими способностями решают задачи повышенной сложности.

Представления идеализма и идеи

Ценности, направленные на формирование личности, ее развитие, ориентированы на определенные правила.

  1. Недопустимо, чтоб кто-то был использован в коварных намерениях с целью достижения какого-то задума.
  2. Моральные установки определяют добропорядочность всех индивидов.
  3. Осознание того, что права всех членов общества равны, а также обязанности.
  4. У всех есть свобода выбора.
  5. Окружение человека способствует его развитию.
  6. Рассматривая все общество, права человека являются первичными.
  7. Личность является носителем обязанностей.

Этот принцип хорошо ориентируется на защиту человеческих прав, а также влияет на самодостаточность личности, на ее самоорганизацию, возможность противостоять воздействиям со стороны. Общество является совокупностью отдельных индивидов, которые берут на себя ответственность за поступки свои и за свои собственные. Данное явление может быть присущим, как отдельному индивиду, так и в целом обществу.

В древности человеческие особи все делали сообща, имел место коллективизм. Для того, чтобы добыть продукты для пропитания, построить жилище, требовалась совместная работа многих людей. Поэтому и речи не могло быть о том, чтобы индивидуальность смогла начать противостоять коллективу. Человек, который мог бы попытаться оторваться от существования в обществе, подписывал бы себе смертный приговор. В период античности и средневековья ситуация особо не менялась. В эпоху Ренессанса начала провозглашаться идея о том, что человек должен гармонично развиваться, как отдельная личность. Стали рассматривать отдельных индивидуумов, а не целое государство. Данное мнение было высказано деятелями искусства, которое, по сути, и стали предвестником будущего индивидуализма. Основательно развитием данного вопроса занялись социологи и политологи.

Существует категория людей, которые выступают против противопоставления коллективизма с индивидуализмом. Основным доводом является то, что индивид, который принимает ценность своей свободы и независимости, обязан признавать ее за каждым членом общества, значит соглашаться с тем, что все сообщество, в котором он живет, является ценным.

Общество является совокупностью отдельно взятых индивидуумов. Неудивительно, что такие события, как революции, войны, переселение народов — это желание не всего общества, а отдельных личностей, которые повели за собой массы. Также существует и иная теория, о которой говорили приверженцами историзма. Данные мыслители были убеждены в том, что одна личность не способна оказать значимую роль для мировой цивилизации.

Что такое индивидуализация личности

Определение

Индивидуализация — это психологическое становление личности, в ходе которого реализуются ее индивидуальные черты, способности и уникальные особенности.

Это понятие отражает потребность человека выделяться среди остальных людей, оставаясь при этом полноценной частью общества, которое его окружает.

Вопрос индивидуализации составлял одну из основ теоретического конструкта аналитической психологии швейцарского психиатра Карла Юнга, который подразумевал под ним интеграцию сознательного и бессознательного опыта.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Процесс индивидуализации

Формирование личности идет с самого младенчества, когда ребенок начинает взаимодействовать с семьей. Подражая взрослым, он ежедневно приобретает новые навыки и делает первые шаги в личностном развитии. На этом начальном этапе индивид проходит процесс адаптации, усваивая нормы и правила, принятые в конкретной социальной группе.

Уже в ходе взросления начинается процесс индивидуализации и осознания своей непохожести. В подростковом возрасте желание выделяться проявляется особенно остро: подросток стремится подчеркнуть свою уникальность необычным внешним видом или поведением, чтобы «не быть как все». В этот период на становление личности влияют не только индивидуальные особенности человека, но также окружающая среда и люди. Социальный опыт при этом оказывает огромное влияние.

Уникальные свойства человека проявляются в определенных условиях, в зависимости от общества, в котором он находится и воспитывается. Одни и те же ситуации по-разному могут оцениваться в различных социальных группах. Реакция человека также будет различаться в соответствии с принятым ценностям и нормам определенного общества.

Проблема индивидуализации рассматривается и в педагогике. Уже в дошкольном обучении педагоги применяют методы индивидуального подхода к ученикам, учитывая их особенности и способности. Такой подход создает оптимальные условия для самореализации детей в будущем.

Проявления

Психологи называют следующие признаки индивидуальности в зависимости от уровня проявления.

На уровне внешности:

  • свой стиль в одежде;
  • умение привнести в образ изюминку;
  • особенность внешности, которую человек сумел превратить в достоинство (например, канадская фотомодель Винни Харлоу выделяется на фоне остальных манекенщиц своей кожей, так как страдает витилиго).

На уровне поведения:

  • умение деликатно отстаивать собственную точку зрения, при этом уважая мнение других;
  • установление уникальных межличностных отношений;
  • оригинальные способы знакомства, общения;
  • особенности в жестах, мимике, речи, отличающего человека от остальных;
  • вклад в культуру и духовное развитие города / страны / мира.

На уровне внутреннего мира:

  • адекватная самооценка;
  • богатый внутренний мир;
  • своя концепция мировоззрения;
  • формирование личной точки зрения на всё происходящее вокруг;
  • творческое начало;
  • уникальное восприятие окружающего мира;
  • постоянное саморазвитие;
  • высокое самообладание, твёрдый характер, железная сила воли.

На уровне психических особенностей:

  • высокий IQ, широкий кругозор, нетривиальное мышление;
  • феноменальная память;
  • богатое воображение;
  • неординарные способности;
  • умение контролировать собственные эмоции;
  • редкая акцентуация характера.

Следует также знать, что качества индивидуальности могут быть как положительными (в основном, выше были перечислены именно они), так и отрицательными. К последним относятся патологические акцентуации характера. Например, склонность к окрашиванию волос в разные ярко-ядовитые цвета, чтобы выделиться из общей массы

Или демонстративное нарушение правил поведения в обществе, чтобы привлечь к себе внимание. Или шокирующие общественность поступки (Ван Гог, например, отрезал себе ухо). Да, такие люди отличаются от остальных, но их индивидуальность носит патологический характер

Да, такие люди отличаются от остальных, но их индивидуальность носит патологический характер.

Цель процесса

Основы индивидуализации человека закладываются с самого детства в процессе воспитания и обучения. Ее целью является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, который впоследствии становится неповторимой личностью.

Целенаправленная индивидуализированная работа с детьми помогает в реализации скрытых талантов и потенциальных способностей. Предоставление детям самостоятельности в принятии решений и в реализации своих желаний позволяет человеку построить впоследствии успешную жизненную траекторию.

Согласно Юнгу, в ходе индивидуализации, человек избавляется от всего ложного и преодолевает насильно навязанные архетипы. Основную цель процесса он определял, как достижение динамического равновесия психики.

Индивидуализация неразрывно связана с такими основными процессами личностного развития, как социализация, самоактуализация, самореализация и др. Дополняя друг друга, они обеспечивают гармоничные отношения человека с природой и другими людьми.

А что говорят на этот счет западные психологи

В западной классической психологии понятие «индивидуальность» неразрывно связано с именем Альфреда Адлера. Его учение, кстати, так и называется – индивидуальная психология. В основе теории – идея о так называемом «комплексе неполноценности», который все люди стараются преодолеть. И делают они это по-разному, используя индивидуальные стили деятельности.

Именно работы Альфреда Адлера стали точкой отсчета, от которой началось изучение феномена индивидуальности психологами. Интересно, что этот термин употребляется не всегда. Иногда говорят о когнитивных стилях или личностных конструктах, но подразумевают под ними все же термин «индивидуальность».

Этот феномен изучался не только на Западе, большой вклад в психологическую науку внесли и именитые отечественные исследователи.

Его значение в формировании личности

Процесс индивидуации, понимаемый как тот, который позволяет нам стать самими собой, это крайне важно в конфигурации личности. Фактически, сам Юнг рассматривает индивидуацию как серию преобразований, направленных на достижение середины личности, то есть приобретение промежуточной точки, которая позволяет приблизиться к сознательному и бессознательному. Не забывайте, что идея индивидуации состоит в том, чтобы стать самим собой, объединяя различные аспекты личности и психики в единое целое

Значит принять наличие различных функций, которые мы имеем и цените их, даже тех, кто подавлен и отрицается на протяжении всей жизни. Самый ясный пример на индивидуальном уровне – это личность (часть нашей личности, которую мы показываем) и тень (скрытая и отвергнутая, которая остается без сознания).

Не забывайте, что идея индивидуации состоит в том, чтобы стать самим собой, объединяя различные аспекты личности и психики в единое целое. Значит принять наличие различных функций, которые мы имеем и цените их, даже тех, кто подавлен и отрицается на протяжении всей жизни. Самый ясный пример на индивидуальном уровне – это личность (часть нашей личности, которую мы показываем) и тень (скрытая и отвергнутая, которая остается без сознания)..

Индивидуация позволяет нам быть свободными, развивать свой собственный образ действий и видеть мир, а не просто следовать по пути, установленному нашими предшественниками, позволяя нашему образу жизни, видению и действию развиваться независимо и дифференцированный. Короче говоря, что наша личность возникает. С этим мы можем сделать жизненный проект согласованным с тем, кто мы есть, и прожить нашу жизнь как личности, которой мы являемся.

Библиографические ссылки:

  • Алонсо, J.C. (2004). Аналитическая психология Юнга и его вклад в психотерапию. Univ. Psychol. Богота (Колумбия) 3 (1): 55-70.
  • Jung, C.G. (1934). На формирование личности. В C. Г. Юнг, Реальность души (стр. 173-200). Буэнос-Айрес: Лосада.
  • Muñoz, P. (2010). Быть самим собой: введение в аналитическую психологию К.Г. Юнг. Редакция Кайкрон. Испания.
  • Зассенфельд, А.М. (Н.Д.). Человеческое развитие в юнгианской психологии. Теория и клинические последствия. Университет Чили.

Коллективизм и социализм

Сторонники индивидуалистических теорий в исторической науке в 19 веке подверглись многочисленным нападкам социалистов. По мнению последних, те исследователи, которые склонны рассматривать человеческие общества лишь как собрания отдельных людей, уподобляются глупцам, что, видя множество деревьев, отказываются назвать их лесом.

Карл Маркс также отвергал идею методологического индивидуализма. Он утверждал, что независимо от действий и желаний отдельных личностей, все цивилизации проходят путь от первобытнообщинного строя до капитализма, распад которого приводит к социализму.

Таким образом, для исторической и социологической науки индивидуализм — это учение, согласно которому наибольшее влияние на глобальные процессы оказывают отдельные люди. Противоположностью этой теории являются такие концепции, как холизм, историзм и некоторые другие.

Индивидуальная траектория развития как основа образования будущего

  • volatility (изменчивость)

  • uncertainty (неопределенность)

  • complexity (сложность)

  • ambiguity (двусмысленность)

Студент, который начинает обучение, через несколько лет может оказаться невостребованным на рынке: жизненный цикл профессий сокращается, регулярно возникает потребность в дополнительных компетенциях, зачастую из других дисциплинарных полей.

Поэтому сегодня основная задача образования — создать свободную среду, в которой обучающиеся могут сами выстраивать свои образовательные траектории в соответствии с внутренними установками или изменчивыми внешними обстоятельствами. В результате каждый студент может сформировать уникальный компетентностный профиль, а это совсем другой уровень гибкости на рынке труда.

В настоящее время одним из принципов образования является индивидуализация обучения. Этот процесс требует сопровождения, в частности тьюторского. Причем индивидуализация подразумевает не только выбор программ, но и проектной деятельности, команд и других активностей, связанных с неформальным образованием. Образовательное пространство должно быть построено таким образом, чтобы студенты впоследствии смогли самостоятельно ставить цели, делать выбор в соответствии с ними и адаптироваться под новые реалии. Принцип индивидуализации можно реализовать в разных масштабах: в рамках одного занятия, учебного плана, образовательного учреждения, среды в целом.

«В современной литературе широко распространено понятие „поколение выбора“. Выбор — это уже не просто свобода или привилегия, это твоя обязанность. Мы живем в мире, в котором постоянно выбираем, принимаем решения в условиях неполной информации и коммуникационных шумов. Наши пробы дают нам возможность определиться, так сказать: когда ты первый раз заходишь в кофейню, то экспериментируешь: пробуешь один кофе, потом второй, третий. Но потом, определившись однажды, ты решаешь проблему выбора как минимум на какое-то время. Но снять совсем вопрос выбора и сформировать вокруг себя систему готовых решений в современном мире невозможно, поэтому приходится выбирать. И нести за это ответственность».

Если человек как можно раньше начинает развивать навык ответственного принятия решений, учиться понимать собственные интересы, сильные и слабые стороны, ставить цели и задачи, разрабатывать план движения и следовать ему, тогда будет легче ориентироваться в жизни вне зависимости от того, в какой сфере он реализуется. Он научится корректировать свой план развития и изменит отношение к ошибкам, так как они являются естественной частью образовательного пути. Их необходимо правильно анализировать и превращать отрицательный опыт в положительный.

Индивидуализм как качество личности

Именно в таком ключе рассматривает это явление психология. Поэтому можно сказать, что индивидуализм — это стремление к независимости или к наименьшей зависимости от общества. Она в свою очередь может трактоваться как способность мыслить и действовать вне существующих шаблонов (традиций, обычаев, общественного мнения и так далее). Таким качеством обладали все великие ученые, деятели искусств и прочие люди с ярко выраженным творческим началом. Это свойство можно иначе назвать нонконформизмом.

В литературе по психологии этому термину нередко дается и другое определение, а именно: индивидуализм — это сосредоточение человека исключительно на поиске личных выгод. Такие люди не способны к проявлению взаимопомощи, сострадания и так далее. Это душевное качество по-другому можно обозначить словом «эгоизм».

Такая характеристика личности чаще всего вызывает резко негативное отношение, в то время как свободное критическое мышление, здоровое стремление действовать не по шаблону, находить новые пути — без сомнения, положительная характеристика человека.

Привитие подрастающему поколению таких качеств — одна из целей современного школьного обучения, прописанная в новом образовательном стандарте.

Особенности специфических принципов

В специфических принципах выражены специфические закономерности процесса физвоспитания:

1. Принцип последовательности и постепенности (динамичности).

Для полноценного развития физических качеств следует планомерно:

  • увеличивать объем и интенсивность нагрузок;
  • усложнять технику выполняемых упражнений;
  • расширять технический и тактический арсенал.

Однако реализовать принцип динамичности необходимо постепенно, поскольку резкое усложнение заданий приведет к переутомлению учащихся.

2. Принцип систематичности.

Физическое воспитание – это непрерывный педагогический процесс, в котором все занятия взаимосвязаны. Непрерывность тренировочных воздействий обусловлена закономерностями привыкания организма к физическим нагрузкам. Эффект каждого последующего урока должен накладываться на результаты предыдущих занятий, углубляя и закрепляя их.

Дошкольникам требуется 3-4 коротких тренировки в неделю, школьникам и студентам достаточно 2 уроков в неделю, но продолжительность таких занятий следует увеличить.

3. Цикличное построение занятий.

Программа по физвоспитанию направлена на композиционное повторение целей и задач. На практике применяют:

  • микроциклы, длящиеся от 7 до 14 дней, характеризующиеся одновременно повторностью и разнонаправленностью упражнений;
  • мезоциклы, состоящие из 2-6 микроциклов, в которых меняется порядок чередования и содержание;
  • макроциклы, продолжающиеся в течение года.

4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Ориентированность системы физического воспитания зависит от возрастных этапов учащихся

К примеру, на занятиях с дошкольниками и школьниками педагог должен обращать внимание на наиболее благоприятные временные зоны для формирования определенных физических качеств

Итак, существует определенная иерархия принципов в системе физического воспитания. Идейные основы педагогического процесса выражены в общих принципах, на которых базируется вся практическая деятельность педагога. Универсальный регламент методики занятий изложен в дидактических. Специфические принципы представляют собой правила системного построения учебного процесса.

  • Основные задачи руководителя игры кратко

      

  • Заявление об опоздании в школу образец

      

  • Новые правила в школе камиль и милана

      

  • Должностная инструкция художника в школе

      

  • Тема самообразования заведующего детским садом рб

Сущность индивидуального обучения и его принципы

Сущность индивидуального обучения состоит в индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Принципы индивидуального обучения – это:

  1. Принцип, согласно которому педагог взаимодействует с одним конкретным учеников по индивидуальной модели, с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.
  2. Основной ориентир обучения – это индивидуальные особенности ребенка.
  3. Весь процесс обучения, применяемые методы и формы педагогического процесса, выбираются согласно индивидуальным особенностям и возможностям ребенка.
  4. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для учеников всего класса и для каждого отдельного ученика.
  5. В процессе обучения педагог использует различные психолого-педагогические, учебно-методические и т.д. мероприятия, которые ориентированы на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Индивидуальное обучение – это образовательный процесс, который организован с учетом возрастных и психологических особенностей одного конкретного ребенка, путем взаимодействия учителя с данным ребенком.

Достоинства индивидуального обучения:

  • возможность адаптации методов, форм, темпов и т.п. учебного процесса под возможности конкретного ребенка;
  • возможность следить за успехами и поправлять неудачи ребенка;
  • возможность отслеживать продвижение от незнания к знанию у ребенка, при необходимости проведение проверочных заданий, ориентированных на установление уровня усвоения учебного материала;
  • возможность вносить корректировки в учебный процесс, исходя из возможностей и потребностей ребенка, а также с целью адаптации к учебному процессу.

Таким образом, принципы индивидуального подхода к обучению позволяют ребенку работать эффективно, так как учебный процесс организован с учетом его возможностей, потребностей и интересов. Однако принцип индивидуального обучения в современной школе «в чистом» виде используется крайне редко. Это связано с тем, что существует ряд причин, не позволяющих его полноценное внедрение (нехватка кадров, установленные учебные стандарты и т.д.). Принцип индивидуального обучения в рамках современной школы осуществляется в основном по отношению к детям, которые имеют проблемы в обучении.

Специфика индивидуального обучения заключается в том, что учебный процесс организован не только с учетом индивидуальных возможностей ребенка, но и с использованием приоритетных форм обучения.

Использование принципа индивидуального обучения осуществляется в различных технологиях образования, исходя из чего, данный принцип можно назвать проникающим. Однако необходимо различать использование принципа индивидуального обучения в зависимости от меры его применения. Возможно использование принципа индивидуального обучения как основного средства, а возможно в комплексе с иными принципами обучения.

Таким образом, можно сказать, что принцип индивидуального обучения является самостоятельной системой, которая обладает всеми необходимыми качествами и признаками, характеризующими ее как целостную педагогическую технологию.

Первые упоминания

Как правило, два термина — индивидуализм и коллективизм – противопоставляются друг другу. Если взглянуть на самые ранние научные работы, в которых были упомянуты данные явления, то можно заметить, что их авторы, как правило, давали однозначную оценку этим характеристикам.

В античной философии и в средневековых трактатах чаще всего не было и намека на то, чтобы рассматривать личность с точки зрения ее отношения к нормам общественной морали, устоям и традициям социума.

Британский ученый Адам Смит (портрет смотрите на иллюстрации выше) и француз Алексис Токвиль были первыми создателями отдельных научных работ, посвященных этой теме. Они придерживались мнения, что индивидуализм — это единственное общественное и личностное мировоззрение, которое ведет к прогрессу.

Говоря об этом, они приводили в пример доисторические общества, существовавшие при так называемом общинном строе. В этих социумах господствовала коллективистская форма сознания.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий