Животные инстинкты

Что это такое?

До сих пор это понятие трактуется различными научными течениями по-разному, а уж применительно к человеку оно и вовсе настолько усложнено, что без определённой подготовки не разобраться.

Одно из первых относительно точных определений инстинктам дал Уильям Джеймс.

Он определил инстинкт, как способность действовать так, чтобы достигать определённых целей без предварительного обучения и анализа ситуации.

Простой пример: паук плетёт сеть. Он делает это, благодаря врожденному инстинкту добывания пищи, и это насекомое нисколько не заботит математическое соотношение длины и формы отдельных узоров, однако это соотношение явно присутствует.

И это способность , лишь паука. Скажем, человек, при всей его разумности и образованности, способен сплести нечто подобное после длительных расчётов и проб.

Гегель и вовсе называл инстинкт неосознанным мышлением, это отчасти верно, но тут многие не согласны, ставя инстинкты ближе к рефлексам, а не к способности соображать.

Таким образом, инстинктивность, , это, чаще всего, поведение, смысл и особенности которого уже заложены природой и их не следует осмыслять.

А инстинкт — это совокупность врождённых тенденций и стремлений, которые выражаются в форме автоматического поведения.

Инстинкты животных

Ф. Н. Гоноболин. «Психология» Изд-во «Просвещение», М., 1973 г. OCR Biografia.Ru Приведено с небольшими сокращениями

Наблюдая за поведением некоторых животных, можно подумать, что они обладают высокоразвитой психикой, дающей возможность совершать очень разумные действия. Даже насекомые нередко поражают целесообразностью своей «деятельности». Пчела сооружает соты такой формы, которая при наименьшей затрате материала делает их наиболее вместительными. Только применяя сложные математические вычисления, можно найти эти очень рациональные формы. Некоторые виды муравьев, так называемые муравьи-«скотоводы», «разводят» тлей, которых используют как дойных коров. Тли высасывают из растений сахар, который превращается в их кишечнике в питательную жидкость. Барабаня своими усиками по тлям, муравьи заставляют их выделять эту жидкость и едят ее. Юных тлей, вылупившихся из яиц, муравьи рассаживают по листьям растений, где тли питаются и растут. Осенью и зимой муравьи помещают тлей и их яйца в такие места, где они не могут погибнуть от холода. Интересен факт из жизни так называемой роющей осы (сфекса). Она нападает на сверчка, который больше ее ростом, валит его на спину и уколами жала парализует его. Затем оса тащит жертву за усики в заранее приготовленную норку и откладывает яйцо под кожу сверчка, после чего заделывает норку. Из яйца осы вылупляется личинка, которая питается телом парализованного, но еще живого сверчка. Удивительными кажутся действия птиц при перелетах. Они безошибочно находят пути в далекие края, причем выбирают наиболее удобный и безопасный маршрут. Ночью птицы летят над морями, никогда не сбиваясь с пути. Бобры, живущие по берегам рек, поражают своим строительным искусством. Они вырывают сложные подземные норы с выходами под водой. Чтобы с понижением уровня воды в реке не обнажились их «секретные» входы, бобры строят из деревьев и ила плотины (деревья они валят, подгрызая стволы у основания). Поврежденные сооружения животные своевременно ремонтируют. Иногда наблюдают, как животные лечатся от болезней. Так, собака, страдающая от глистов, находит траву — чернобыльник и ест ее, хотя известно, что собака — не травоядное животное. Можно привести много примеров подобного «разумного» поведения животных. Но это не разум. Это инстинкты, т.

При использовании материалов сайта гиперссылка на ресурс www.biografia.ru обязательна

Как птицы находят дорогу на юг?

Кстати о пернатых. Перелетные птицы два раза в год совершают нечто поистине грандиозное, если не сказать невозможное, и речь не только о преодолении огромных расстояний, но и о выборе направления миграции. Они используют множество источников информации: это и положение солнца и звезд, и кое-какие наземные ориентиры, и магнитное поле планеты.

Кажется, вот он — истинный инстинкт: еще ни разу не побывав в месте зимовки, птица чувствует потребность лететь именно туда. Но на самом деле молодые особи не сразу понимают, куда им нужно держать путь, и только со временем постигают премудрую науку навигации. Правда, как это происходит, до сих пор остается загадкой. У некоторых видов юнцы просто следуют за своей стаей, изучая маршрут, а у других, видимо, способность выбирать нужное направление заложена генетически (если скрестить птиц с разными типами миграции, потомство может и заблудиться).

Так что инстинкт инстинктом, но всё же и ему нужно учиться. А вот потребность к перелету совершенно точно проявляется инстинктивно: при изменении длительности светового дня в организме птиц запускаются физиологические изменения, которые побуждают их готовиться к миграции, а затем и лететь.

Примеры инстинктов

В современном мире, как и много веков назад инстинкт самосохранения у человека имеет такие же поведенческие формы выражения. Он становится очевидным, например, в ситуациях, несущих риск смерти или ухудшения здоровья также, когда человек рассудочно принимает ситуацию, как опасную для жизни. Осознаваемая опасность действует на подсознательные психические механизмы, в частности, ответственных за самосохранение. Рассудочное понимание, например, проникающей радиации способно вызвать инстинктивный страх за собственную жизнь и здоровье, хотя в тот самый момент сама радиация не действует на органы чувств. Инстинктивное подсознательное хранит готовые стимулы, извещающие о потенциально опасной ситуации. Это фобии по отношению к паукам, змеям, высоте, темноте, неизвестности и так далее. Часто можно увидеть, как фобии, встроенные в подсознание, отражаются в культурной сфере – архитектуре, искусстве, музыке.

Инстинкт самосохранения у человека устроен так, что при любых обстоятельствах, как и любой ценой, человек пытается выживать. Организм человека так устроен, что он готов ответить на любые раздражители из внешней среды, которые несут потенциальную опасность. Если человек обжигается, то он отдергивает руку, если он мерзнет – одевается, если в помещении мало воздуха – выходит на свежий воздух, чтобы возобновить кислородное снабжение, если он не умеет плавать, то, конечно, далеко в воду он не полезет.

Человеческая судьба зависит также от определенного уровня адаптивности. Она может быть врожденной или приобретенной, выражается в умении человека, приспособится к жизненным ситуациям в разных условиях. Такая адаптивность имеет высокий, средний или низкий уровень развития. Именно врожденные умения, это инстинкты и рефлексы, обеспечивающие адаптивность человека: биологические инстинкты, особенности внешности, интеллектуальные задатки, конструкция тела, физическое состояние организма, стремление к самосохранению.

Историческая необходимость в продолжении и сохранении своего рода вызывает желание родить ребенка и воспитать его. У людей, в отличие от млекопитающих, инстинктивное желание к рождению и материнству, иногда обретает неадекватные формы проявления. Может проявляться в чрезмерной опеке детьми, даже взрослыми и самостоятельными, или, наоборот, в небрежности и безответственности к собственным детям.

Материнские врожденные инстинкты проявляются с самого детства у девочек, которые любят играть в матери-дочки, возить и кормить куклу и тому подобное. Еще ярче он наблюдается у женщин, ждущих ребенка или уже родивших.

Половое поведение определяется, как инстинктивное, в нем также выражается желание продолжать свой род. Существует также дискуссионная мысль, о том, что особенность мужского интимного поведения, иногда, но не всегда, определяется тем, что как самец, он желает получить женщину (самку), завоевать ее расположение и добиться полового акта (что характерно для некоторых животных). Также, случается, что слишком легко завоеванная добыча им очень скоро надоедает, и они ее бросают. В жизни такие мужчины считаются заядлыми холостяками с сильно развитым либидо, или находящимися в поиске той единственной недоступной. Некоторые мужчины обижаются на такое сравнение с животными, но как бы ни было, в этом есть определенный смысл.

Инстинктивное побуждение к альтруизму выражается у людей через проявление доброты и заботы о других, он является доминирующим в их системе инстинктов. Такие люди очень самоотверженны, посвящают свою жизнь обществу, помогают людям, занимаются волонтерством и часто выбирают соответствующую своим влечениям профессию: врач, психолог, адвокат.

Люди, активно борющиеся за отстаивание своей личностной свободы, выявляют пример инстинкта свободы. С раннего детства они выявляют протесты, когда им говорят что-то сделать, пытаются воспитывать. И это стоит отличать от обычной детской не послушности. Личности, ценящие свободу, пронашивают это чувство на протяжении всей жизни. Во взрослом возрасте их чувство упрямства, предрасположенности к риску, самостоятельности, независимости способно трансформироваться в деятельность, связанную с борьбой против власти, социальных беспорядков, бюрократии. Они становятся политиками, журналистами, общественными деятелями.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Примеры инстинктов

Самым часто проявляющимся инстинктом является стремление к самосохранению. Его яркие примеры проявляются практически повсюду:

  1. Человек занимается собственным оздоровлением, когда заболевает.
  2. Он избегает тех мест и ситуаций, где может угрожать ему смерть.
  3. Защищается физически и словесно, когда на него нападают.
  4. Человек тепло одевается, когда чувствует, что замерзает.
  5. Человек раздевается настолько, чтобы его температура тела была комфортной.
  6. Он начинает искать еду, чтобы утолить чувство голода, и пить, чтобы устранить жажду.

Проще говоря, инстинкт самосохранения направлен на то, чтобы сохранить в целостности и жизнедеятельности организм человека.

Инстинкт размножения направлен на то, чтобы сохранить род. Для природы необходимо, чтобы человек сохранял свой вид

Для семьи важно, чтобы появлялись новые поколения, которые продолжат их род. Здесь проявляется инстинкт не только зачать ребенка, но и защитить его, воспитать, сделать самостоятельной личностью. Порой родительская любовь переходит границы, когда взрослые чрезмерно опекают своих детей, даже когда они уже сами стали взрослыми и самостоятельными, либо безответственно относятся к их развитию

Порой родительская любовь переходит границы, когда взрослые чрезмерно опекают своих детей, даже когда они уже сами стали взрослыми и самостоятельными, либо безответственно относятся к их развитию.

Желая стать частью социума, где будут даваться привилегии, можно кем-то манипулировать и даже жить за чужой счет, заставляет человека заботиться о том, чтобы быть привлекательным внешне и владеть полезными коммуникативными навыками. Человек может жертвовать собой и даже подчиняться, когда это нужно, если в итоге это позволит ему получить определенные блага от окружающих.

Духовный интеллект (SQ)

Spiritual Quotient – высший из всех видов интеллекта человека. Именно духовный интеллект делает человека личностью, способной ставить жизненные цели, искать и находить свою жизненную миссию, сопоставлять свои поступки с жизненными ценностями. Если эмоциональным интеллектом наряду с людьми обладают все высшие млекопитающие, то интеллект духовный – прерогатива исключительно человека.

Как раз в развитие темы духовного интеллекта появилась следующая книга Стивена Кови про так называемый «Восьмой навык». Как вы наверняка догадались по названию, эта книга стала своеобразным продолжением прогремевшего на весь мир бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей».

У Стивена Кови восьмой навык – это способность обрести свой голос и вдохновить других людей обрести свои голоса. «Обрести свой голос» по Кови – это умение выбрать свой жизненный путь, который не обязательно совпадет, а скорее даже совсем не совпадет с усредненным опытом сотен тысяч людей. Это способность делать свой выбор в любой ситуации. По сути, свой голос – это «Путь к Величию», когда человек проживает жизнь со смыслом и осознанием ее смысла. Разумеется, такой подход невозможен без духовного интеллекта.

Во многом перекликается с этими идеями еще одна книга Стивена Кови «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие». Духовный интеллект предполагает способность оглянуться на свою жизнь и найти те самые несколько главных вещей, которыми следует заниматься в первую очередь

Стивен Кови, как мы видим, предлагает свой список таких «главных вещей»:

Духовный интеллект предполагает способность оглянуться на свою жизнь и найти те самые несколько главных вещей, которыми следует заниматься в первую очередь. Стивен Кови, как мы видим, предлагает свой список таких «главных вещей»:

  1. Жить.
  2. Любить.
  3. Учиться.
  4. Оставить наследие.

Возможно, ваш личный список будет выглядеть как-то иначе, но суть одна: главным вещам в своей жизни следует уделять основное внимание. Также нельзя позволять второстепенной суете занимать главное место и основное время вашей жизни. Это вовсе не значит, что человек не должен или ему не придется заниматься рутиной

Придется, однако, этот процесс можно упорядочить, выделив всему свое время. Этому, кстати, также может помочь ранее упоминавшаяся матрица управления временем

Это вовсе не значит, что человек не должен или ему не придется заниматься рутиной. Придется, однако, этот процесс можно упорядочить, выделив всему свое время. Этому, кстати, также может помочь ранее упоминавшаяся матрица управления временем.

Таким образом, теперь у вас есть еще один ответ на вопрос «Как стать умнее?» и конкретные подсказки, в каком направлении развиваться. Совершенно не сложно определить, какие типы интеллекта у вас развиты в данный момент в большей степени, а чему следует уделить больше внимания. Дело осталось за малым – начать действовать.

А помочь вам в этом, кстати говоря, может наш курс «Когнитивистика», направленный на развитие мышления. За пару месяцев вы сможете освоить более двух десятков эффективных мыслительных техник, позволяющих находить решения самых сложных и нестандартных задач, достигать больших успехов и делать свою жизнь лучше.

Желаем вам успехов и ждем на наших программах!

Блок 2. Как девушка выбирает? МЕХАНИЗМ ВЫБОРА.

2.1. Кто в действительности выбирает партнера?

С большим и тотальным преимуществом – женщина. Либо это происходит прямым способом, либо косвенным, когда с помощью нехитрых приемов, типа улыбки и взгляда, женщина стимулирует самца и «мужичок уже летит на встречу своей мечте о бурном разноплановом сексе». В чуть более сложных сценариях мужики «меряются приборами», как олени рогами по весне, ставя на кон свою репутацию, иногда жизни людей и судьбы государств, а женщина, как думают бестолковые мужчины, достается в качестве трофея. В реальности все наоборот, это победивший самец становится трофеем для женщины. А вся инсценировка для того, чтобы получить приз – победителя — «высокорангового бойца».

2.2. Инстинкт женщины выбирает мужчин.

Женщина выбирает мужчин инстинктом, а затем в сознании запускаются механизмы рационализации для подтверждения правильности своего выбора. Все объяснялки женщины самой себе, подругам, маме, детям, суду – лишь продукт активной работы рассудка, подыскавшего подходящие аргументы. При этом женщина в значительном количестве случаев даже не ведает, что ее выбор уже давно детерминирован инстинктом, который не осознается и бороздит океаны бессознательных глубин.

Важно запомнить!

Если мы используем биологическое понятие «инстинкт», то должны знать: — ВСЕ СТАДИИ ИНСТИНКТА (Птрб, КС, АП, КП) — ВРОЖДЕННЫЕ — НАУЧЕНИЕМ НЕ ОБУСЛОВЛЕНА НИ ОДНА ИЗ СТАДИЙ ИНСТИНКТА Поскольку наш разговор начался с разницы в восприятии понятия «инстинкт» у биологов и обывателей, то здесь будет уместно уточнить вот что: чем сложнее организация животного, тем меньше доля врождённых компонентов в его поведении и тем менее жёстко эти компоненты запрограммированы. Исследуя механизмы и структуру протекания инстинктивных актов, исследователи уже давно обнаружили, что аппетентное поведение, с одной стороны, является типичным для каждого конкретного вида, с другой — у многих высокоорганизованных видов оно оказалось изменчиво и приспособлено к меняющимся условиям внешней среды. То же можно сказать и про консуматорную стадию: и у птиц, и у млекопитающих ряд консуматорных актов, в строгом смысле, не является во всей полноте данным от рождения, а содержит и некоторый элемент индивидуальной практики. В большинстве случаев это относится к моторной составляющей самого инстинктивного акта, когда новорожденный детёныш свои первые консуматорные акты выполняет очень нестабильно, нечётко. По всей видимости, это связано с незаконченным процессом созревания нейронных ансамблей мозга, которые в норме и отвечают за данный врождённый акт. Так и получается, что самые первые движения животного при осуществлении инстинктивного акта являются «незрелыми», «неуверенными», но только после нескольких проб и ошибок они обретают все свои сугубо видотипичные черты.

Инстинкт в мире животных

Почему животные способны выполнять эти удивительные трюки, если у них нет модели для подражания? Задайте этот вопрос любому человеку и скорее всего вы получите ответ, типа «они делают это инстинктивно» (помимо того, что они могут сказать: «Я не знаю»). Но эти слова ничего не проясняют, если не знать истинного источника инстинктов.

В начале прошлого века биологи считали, что знают уже всё о поведении животных. Позднее эти предположения были ослаблены новаторской работой Конрада Лоренца, показавшего в 30-ые годы, что вылупившийся гусенок обладает инстинктом следовать за любым находящимся рядом животным или человеком (это явление было названо импринтингом или запечатлением). В обычных условиях это данное Богом предварительное программирование помогает беззащитному гусенку воспринимать свою мать как природного проводника и защитника.

Интересен тот факт, что этим инстинктом можно управлять. Заняв место гусыни-матери, Лоренц показал, что гусята автоматически следовали за ним, несмотря на то, что он принадлежал к совершенно другому виду. Он пришел к выводу, что это внутреннее поведение (инстинкт) представляет собой своего рода тип предварительного запрограммированного обучения, которое очень полезно для жизни птиц. Птицы не могли научиться этому поведению, так как это было первое, что они делали в своей жизни.

Следующий крупный эксперимент был проведен датским зоологом Николасом Тинбергеном. Он исследовал, способны ли только что вылупившиеся индюшата узнавать силуэт хищной птицы, притом, что мама никогда не учила их этому.

Сначала он загнал крошек-индюшат в круговой загон. Затем он повесил на стенки загона картонные силуэты. Если силуэт имел длинную шею и распростертые крылья как у гуся, птенец не обращал на него внимания. Но когда Тинберген переворачивал картонную форму, и на ней был изображен силуэт с короткой шеей и удлиненным телом, как у совы, индюшата начинали пищать и бежать по загону.

Почему? Ученый пришел к заключению, что даже если мама-индюшиха не учит своих детенышей, как избежать опасности, в их маленький мозг уже вложена информация о том, что тень гуся с длинной шеей не представляет никакой опасности, а тень, напоминающая сову, сообщает о приближающейся гибели.

Среди ученых начались споры: инстинкт или поведение, приобретенное в результате обучения? Последующие годы исследований вызвали еще больше вопросов. Объективность эксперимента Тинбергена, к примеру, была подвергнута сомнению. Ученые считали, что исследователю было легко истолковать реакцию индюшат: либо птенцы суетливо бегали по загону или просто переходили с места на место?

Оказалось, что эти эксперименты трудно воспроизвести. Однако новые опыты, проведенные под более тщательным контролем, показали, что сердце птенцов и в самом деле начинает биться чаще, когда они видят силуэт хищной птицы, но что же это означает?

Если молодые птенцы хотят выжить, они должны быстро распознавать тень приближающейся опасности. Проведенные в 1937 году классические эксперименты Тинбергена показали, что только что вылупившиеся индюшата обладают данной Богом способностью узнавать силуэт хищной птицы с короткой шеей и безопасной птицы с длинной шеей.

Есть ли они у человека?

На этот вопрос сложно ответить, потому что мы как вид сильно отличаемся от других, населяющих эту планету. В отличие от других видов, у нас достаточно сложный мозг, чтобы обеспечить необходимые факторы для появления культуры.

Если мы говорим про основные инстинкты человека, то сложнее установить, что они из себя представляют и как работают. Поскольку инстинкт — это спонтанная реакция в поведении животного.

А человек — это животное с развитой мыслью, которое живет в окружающей среде, в определенной культуре.

Дебаты над человеческими инстинктами являются сложными.

Считается, что существуют определенные фиксированные модели поведения (например, инстинкт кормить грудью у младенцев или инстинкт выживания как естественная склонность).

Однако реальность человека настолько сложна, что не всегда легко определить, что модель поведения действительно инстинктивна.

Возьмем пример. Судя по всему, у всех людей есть инстинкт выживания, но есть ситуации, противоречащие этому утверждению (например, голодовка).

Концепция инстинкта у людей находится в постоянном противоречии: бином «природа-культура». Другими словами, речь идет об определении того, какие аспекты являются строго естественными, а какие изучаются в социальном контексте.

Во-первых, потому что, например, Тарзан, если бы они у него были, не смог бы научиться быть обезьяной, потому что инстинкты обусловили бы его.

Во-вторых, благодаря культуре мы способны создать мир, независимый от животных. Если бы у нас были фиксированные инстинкты, мы были бы привязаны к среде, в которой мы родились, и они сильно ограничивали бы нас, и в-третьих, потому что мы можем контролировать, изменять или подавлять то, что мы подозреваем в инстинктах.

Например, если бы у нас была естественная инстинктивная диета, ни в коем случае не могло бы возникнуть таких заболеваний, как анорексия или булимия, потому что одной из характеристик инстинкта является то, что человек не может его контролировать, и он активируется автоматически.

Невозможно и безбрачие, поскольку инстинкт заставляет нас воспроизводить потомство. У нас есть своего рода инстинктивный осадок, называемый импульсом. Разница с инстинктом в том, что импульс можно контролировать или подавлять, это то немногое, что мы оставили живым от нашей животной стороны.

История развития концепции

Зачатки представлений об инстинкте можно усмотреть в учении Аристотеля о душе, предполагавшем существование некой «животной души», обеспечивавшей психические функции животных. Термин «инстинкт» (лат. instinctus, др.-греч. ὁρμή) появился у философов-стоиков. (Впервые его в смысле стремления или побуждения употребил стоик Хрисипп (III в. до н. э.) для характеристики поведения птиц и других животных.) Термин понимался ими как врождённое стремление, направляющее животное к благоприятным для него факторам и отвращающее от неблагоприятных. В целом анимистические представления, долгое время господствовавшие в философии и психологии, оказались непродуктивными.

XIX век

Значительный прорыв в понимании сущности инстинкта был связан с возникновением первых эволюционных учений, одно из которых было разработано Жаном Батистом Ламарком. Согласно учению Ламарка, эволюция происходит под действием окружающей среды, опосредованным поведением. Ламарк считал психику неразрывно связанной с нервной системой. Ему же принадлежит одно из первых определений инстинкта.

Дальнейшее развитие концепции инстинкта было связано с началом систематического научного изучения поведения. Уже в начале XIX века Фредерик Кювье установил на примере строительства хаток изолированными от сородичей бобрами, что инстинктивное поведение является наследственно детерминированным и стереотипным.

Основной вклад Чарльза Дарвина заключается в том, что он показал универсальность принципов эволюции органического мира. Дарвин много внимания уделял изучению поведения. Результаты его работ изложены в монографии «Выражение эмоций у человека и животных», «Происхождении видов» и ряде статей. Дарвин не дал строгого определения инстинкта.

XX век

Российский учёный Владимир Вагнер на основании экспериментов установил — в пределах вида наследственно закреплены не сами инстинкты, а пределы изменчивости инстинктивного поведения.

Использование термина «инстинкт» на практике было неудобным из-за неоднозначности термина. Оскар Хейнрот, учитель Лоренца, ввёл и использовал термин «видоспецифичные инстинктивные формы поведения», Лоренц и Тинберген использовали термин «фиксированные комплексы действий».

Сформировавшаяся в тридцатые годы классическая этология сыграла важную роль в развитии понятия инстинкта. Лоренц придерживался чёткого разделения поведения на врождённые и приобретённые компоненты. Этологи долгое время определяли инстинкт через отрицание, как неприобретённый компонент поведения. Морфологический подход к поведению, характерный для этологии, проявляется в определении Лоренца.

ИНСТИНКТЫ ЖИВОТНЫХ

ж. относительно постоянны и автономны по отношению к краткосрочным изменениям в среде обитания животного, они реализуются в онтогенезе в тесном взаимодействии с процессами научения. Так, в ряде случаев признаки объектов, на которые направлены инстинктивные действия, фиксируются в памяти путем запечатления.

В понятие И. ж. исследователи в разное время вкладывали различное содержание, нередко противопоставляли это понятие сознанию или обозначали им страсти, импульсивное необдуманное поведение, животное начало в человеческой психике и т. п. Столь расплывчатая трактовка этого понятия побудила многих современных исследователей отказаться от его употребления в качестве научного термина, сохраняя при этом термин «инстинктивное поведение» (действие, движение).

Инстинктивные действия состоят из комплексов четко скоординированных движений, поз, звуковых, терморегуляционных, секреторных, кожных и пр. реакций (напр., изменений окраски), выполняемых в определенной последовательности. Выделяются 2 фазы инстинктивного действия: более лабильная, подготовительная, или поисковая  (см. Поисковое поведение), и консервативная, мало изменчивая, завершающая. На завершающей фазе выполняются собственно инстинктивные движения (врожденные двигательные координации).

Биологические аспекты инстинктивного поведения животных, его развитие в филогенезе и роль фактора эволюции исследует этология. Сравнительная психология  и зоопсихология  изучают инстинктивные компоненты поведения как составные части психического отражения на уровне животного, а также в связи с проблемой зарождения и развития психической деятельности человека.

Добавление:  Известный отечественный зоопсихолог Курт Эрнестович Фабри (1923–1990), автор замечательного учебника «Основы зоопсихологии» (1976), неустанно подчеркивал, что инстинкт и научение не составляют 2 последовательных стадий в эволюционном развитии поведения, и, будучи компонентами единого процесса поведения, они друг без друга не могут существовать. Иначе говоря, т. н. «чистых» инстинктов не существует. Поэтому, классифицируя, напр., строительство гнезд у шимпанзе, крыс, птиц, рыб и ос как инстинктивное поведение, необходимо учитывать огромное разнообразие реальных психофизиологических механизмов такого поведения, оно в значительной степени м. б. результатом научения и интеллектуального решения. (Б. М.)

Статьи психологов на тему «Инстинкты животных»(2)

Искусственный разум – угроза будущему или дитя человечества?

Известные американские учёные, такие как Илон Маск и Стивен Хокинг, говорят о том, что ИИ – это угроза человечеству. Они предупреждают о том, что ИИ может выйти из под контроля человека и действовать самостоятельно, в том числе во вред человеку. Подобные сценарии мы уже видели в “Терминаторе” и других научно-фантастических фильмах, другое дело что известные учёные стали открыто об этом говорить. Также Илон Маск предупреждает, что если ИИ будет в руках только одного человека или организации, то это может быть опасно для всех остальных людей, и призывает иметь межгосударственный контроль за распространением ИИ.

Импринтинг

БСЭ Запечатление, импринтинг (англ. imprinting), в этологии (наука о поведении животных) специфическая форма научения

животных; фиксация в их памяти отличительных признаков объектов некоторых врождённых поведенческих актов. Такими объектами являются родительские особи (выступающие одновременно как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в т. ч. животные-жертвы), постоянные враги (З. внешности врага происходит в сочетании с предостерегающими криками родителей), а также, возможно, характерные признаки обычного места обитания (рождения). Наиболее изученная (и заметная) форма З. «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом. При З. фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат З. не поддаётся в дальнейшем изменению («необратимость» результатов З.). Термин «З.» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти. (запечатление, впечатывание: влечение жестко задано) Это явление было обнаружено и исследовано Конрадом Лоренцем.

Лоренц — этолог, исследовал поведение птиц (лапландских гусей) Выяснял, как выведенный из яйца в инкубаторе гусенок, узнавал, кто его мать: чужая гусыня, макет или чучело. “Мамой” оказался впервые увиденный движущийся предмет, который издает звуки. Эта реакция и получила название импринтинга.

Особенности импринтинга.

1. Связь между желаниями следовать за родителем и образ этого родителя запечатывалась с однократного предъявления.

2. Детеныши сохраняют способность к запечатлению на протяжении короткого промежутка времени (сензитивный период). Для человеческого детеныша сензитивный период — 7 месяцев; волчат — 8 дней, собак — 6 месяцев.

По Ивашкину В.С. — импринтинг — это не только реакция следования, это специфическая форма поведения, у которой генетически заданы только два компонента: побуждение и эвокатор, или побуждение и исполнительная программа, или только один компонент — побуждение, остальные находятся в опыте и через механизм импринтинга связываются с побуждением, образуя таким способом новую целостность, которая затем функционирует и воспроизводится как инстинкт.

Импринтинг свойственен и человеку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий