Олимпиадные задания для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ в 2018/2019 учебном году
Теоретический тур
Письменные задания для 9 классов
Задание 1. Вставьте в текст определения «взрывное устройство» пропущенные термины из предложенного списка, а затем запишите получившуюся последовательность цифр выбранных ответов в приведённую ниже таблицу.
Взрывное устройство
Взрывное устройство – механизм для взрыва ___________ (А) при внешнем воздействии (давлении, _____________ (Б), _______________ (В) и другом) или в нужный момент (по ______________ (Г)). |
Перечень терминов:
- сигнал;
- скорость;
- боеприпас;
- средство;
- условный;
- вибрация;
- световой;
- тепловой.
Ответ:
А | Б | В | Г |
Задание 2. «Рыбалка с сюрпризом»
На надувной лодке с мотором утром команда отправляется на дальнюю рыбалку по Ладожскому озеру. При выходе в озеро солнце только показалось из-за горизонта и находилось прямо по курсу лодки. Через 1 час хода, когда береговая черта скрылась в тумане, заглох мотор. Команда решила оставаться на месте, бросили якорь и стали рыбачить. Через 6 часов произошли основные события: клев закончился, удалось завести мотор и появилось солнце.
Задание: в каком направлении нужно возвращаться?
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Перечислите 4 способа снижения содержания нитратов в овощных и плодовых культурах.
Ответ:
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Что это за эффект «стреляющих камней» и где он может появиться?
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. При возникновении угрозы нападения противника или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера местными органами власти и комиссиям по чрезвычайным ситуациям объектов народного хозяйства организуется и проводится эвакуация населения.
Ниже приводится текст об обязанностях эвакуируемых и их экипировке.
Обязанности эвакуируемых, их экипировка
С объявлением эвакуации (кроме экстренных случаев) нужно быстро подготовить личные вещи и документы. Все вещи укладывают в чемоданы, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепляют ярлычок с указанием фамилии, имени и отчества, постоянного адреса и места эвакуации. В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся вещи и предметы поставить в простенки, закрыть форточки. После этого закрыть квартиру и сдать её по охрану РЭУ. Прибыв к указанному сроку на сборный эвакуационный пункт, надо пройти регистрацию. С собой, помимо вещей и документов, необходимо иметь средства индивидуальной защиты, одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух-трёхсуточный запас продуктов питания. |
Используя информацию из текста, ваши знания и опыт, определите, что из перечисленного ниже нужно подготовить перед эвакуацией в связи с наводнением.
Обведите выбранный вами правильный ответ и запишите в таблице краткое пояснение, как это может пригодиться.
Что взять с собой? | Как это вам может пригодиться? |
1) Документы | |
2) Тёплые вещи | |
3) Запас продуктов | |
4) Медикаменты | |
5) Противогаз | |
6) Флягу с питьевой водой | |
7) Фотоаппарат | |
8) Надувную лодку | |
9) Объёмные деревянные предметы | |
10) Любимые книги |
Теоретический тур
Тестовые задания для 9 классов
№ п.п. | Тестовые задания | Ответы в баллах | |
Определите один правильный ответ | |||
1. | Каждый гражданин имеет право на активную защиту личного достоинства, своей или чужой жизни и здоровья. Это называется …
а) самозащитой; б) локализацией конфликта; в) ликвидацией конфликта; г) необходимой обороной. |
||
2. | Горит входная дверь в вашу квартиру. Огонь отрезал путь к выходу. Что вы будете делать?
а) уйдете в дальнюю комнату, плотно закрывая за собой все двери, входную дверь закроете мокрым одеялом или другой плотной влажной тканью, позвоните в пожарную охрану; б) откроете окна и станете кричать и махать руками, призывая на помощь прохожих; в) начнете кричать и звать на помощь соседей; г) спрячетесь в ванной комнате и включите воду. |
||
3. | Какое расстояние должно быть между группами велосипедистов в колонне?
а) 50-60 метров; б) 70-80 метров; в) 30-50 метров; г) 80-100 метров. |
||
4. | Кто и когда впервые предложил ввести термин «экология»?
а) шведский естествоиспытатель Карл Линней в 1770 году; б) английский химик Роберт Бойль в 1680 году; в) немецкий биолог Э. Геккель в 1866 году; г) английский ученый-естествоиспытатель Ч. Дарвин в 1875 году. |
||
5. | Вместе с восходом солнца трое друзей зашли в лес. Заметив, что солнце находится слева, они шли прямо до того места, где надеялись набрать грибов, и не ошиблись. В 14.00 друзья решили уточнить направление возвращения домой. Первый предлагал двигаться так, чтобы солнце находилось слева, второй – чтобы солнце находилось справа, третий – чтобы солнце светило в спину. Кто из друзей указал правильное направление движения?
а) третий; б) первый; в) второй; г) никто не указал правильного направления движения. |
||
6. | Какой поражающий фактор не оказывает на человека непосредственного воздействия?
а) световое излучение; б) электромагнитный импульс; в) ударная волна; г) радиоактивное заражение; д) проникающая радиация; |
||
7. | Чем отличается противогаз ГП-7 от ГП-7В?
а) наличием соединительной трубки; б) отсутствием трубки для принятия воды; в) наличием переговорного устройства; г) моделью фильтрующей коробки; д) моделью шлем-маски. |
||
8. | Закончите фразу: «Ситуации, при которых условия являются наиболее благоприятными для реализации жизнедеятельности отдельного человека и человеческого сообщества, являются _________________» (выберите ответ):
а) обычными; б) экстремальными; в) оптимальными; г) чрезвычайными. |
||
9. | Услышав информацию органов управления ГО и ЧС об аварии, немедленно следует принять таблетку йодистого калия или калий-йод из АИ-2 и надеть противогаз. Речь идет об опасности:
а) поражения синильной кислотой; б) отравления фосгеном; в) поражения сероводородом; г) радиоактивного заражения. |
||
10. | Кому принадлежит данное определения понятия «здоровья» «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
а) профессору Н.М. Амосову; б) заложено в Уставе ВОЗ; в) профессору А.Т. Смирнову; г) заложено положением о МЗ РФ. |
||
11. | Какое количество спирта на килограмм веса тела является смертельной для человека?
а) 3-5 грамм; б) 7-8 грамм; в) 9-12 грамм; г) 15-20 грамм. |
||
12. | В каком положении следует транспортировать пострадавшего с переломами ребер и грудины?
а) лежа на спине; б) лежа на боку; в) сидя или в полулежащем состоянии; г) лежа на животе. |
||
Определите все правильные ответы | |||
13. | При каких условиях принимается решение об уходе с места аварии?
а) когда примерно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него точно не определено и состояние здоровья большинства людей позволяет преодолеть небольшое расстояние; б) когда точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его; в) когда возникла непосредственная угроза жизни (лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение); г) в течение суток нет связи; д) если авария произошла на малознакомой и труднопроходимой местности; е) в том случае, если люди не могут быть обнаружены спасателями на данном месте из-за густой растительности. |
||
14. | Какие из утверждений являются верными?
а) пища должна содержать питательные вещества в определенном соотношении; б) чем больше присутствует в пище витаминов и минеральных веществ, тем она полезнее; в) пища человека должна быть химически разнообразной; г) без воды человек способен просуществовать более 10 дней; д) в день человеку необходимо более 2-х литров жидкости; е) питаться достаточно 2 раза в сутки. |
||
15. | Отметьте рекомендуемые показатели, которые необходимо контролировать для получения оздоровительного эффекта на занятиях физкультурой:
а) настроение; б) темперамент; в) самочувствие; г) желание заниматься; д) переносимость занятий; е) физическая работоспособность; ж) приспособляемость к нагрузке. |
||
16. | Назовите пять наиболее важных природных явлений, которые вызывают ЧС в литосфере. Укажите их.
а) землетрясения; б) оползни; в) заморозки; г) вулканические извержения; д) сели; е) снежные лавины; ж) снежные заносы. |
||
17. | Что нужно делать при сильном кровотечении у ребенка в результате травмы до прибытия бригады скорой медицинской помощи?
а) если давящая повязка не помогает и кровотечение не останавливается, прижать артерию пальцем, наложить кровоостанавливающий жгут; б) промыть рану, обработать ее, затем наложить салфетку, туго забинтовать; в) наложить на рану салфетку, прижать, туго забинтовать; г) обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи. |
||
18. | Представьте, что вы руководитель службы безопасности на химическом предприятии. Вам принесли памятку, которую решили раздать сотрудникам этого предприятия. В памятке допущены ошибки.
Определите номера правил, в которых допущены ошибки: а) двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль; б) чтобы быстрее выйти с заражённой территории, пользуйтесь любыми дорогами, включая подземные переходы; в) на всём пути движения используйте простейшие средства защиты органов дыхания и кожи; г) время от времени снимайте с органов дыхания защитное средство, чтобы убедиться, что воздух очистился; д) время от времени делайте остановки для отдыха; е) выйдя из зоны заражения, снимите верхнюю одежду, промойте глаза и открытые участки тела водой, прополощите рот; ж) для тщательной помывки можно воспользоваться открытым водоемом; з) при подозрении на отравление ядовитыми веществами исключите любые физические нагрузки, примите обильное тёплое питьё (чай, молоко и т.п.) и обратитесь к медицинскому работнику. |
||
19. | Определите два компонента подсистем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций объекта экономики, осуществляющих их руководство:
а) Комиссия по чрезвычайным ситуациям; б) учебно-методический центр по делам ГО и ЧС; в) штаб по делам ГО и ЧС; г) администрация школы. |
||
20. | Определите признаки переохлаждения:
а) нет пульса у лодыжек; б) посинение или побледнение губ; в) озноб и дрожь; г) нарушение сознания: заторможенность и апатия, бред и галлюцинации, неадекватное поведение; д) снижение температуры тела; е) потеря чувствительности. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ ТУР
средняя возрастная группа (9 классы)
Код/шифр участника
По практическому туру максимальная оценка результатов участника средней возрастной группы определяется арифметической суммой оценки баллов, полученных за выполнение заданий и не должна превышать 100 баллов.
На выполнение заданий выпускается участник, экипированный следующим образом: одежда, закрывающая все тело и конечности от запястья до голени(по щиколотки); спортивная обувь без шипов, головной убор.
Этап № 1. «Оказание первой помощи пострадавшим».
Задание 1. Младенец (робот-тренажер «Гаврюша») лежит на спине. Его лицо быстро синеет, рот широко открывается, но крика нет.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов.
№ | Перечень ошибок и погрешностей | Штраф |
1. | Не определен пульс на плечевой артерии. | |
2. | Ротовая полость очищена в положении младенца на спине. | |
3. | Младенец не повернут на живот. | |
4. | Удары по спине наносились кулаком. | |
5. | Удары ладонью по спине наносились без фиксации туловища младенца на ладони. | |
6. | Инородное тело не удалено в течение 2-х минут с момента начала выполнения задания. | |
Сумма штрафных баллов | ||
Оценка задания с учетом штрафных баллов |
Этап № 2. «Выживание в условиях природной среды».
Задание 2. «Соберите походный рюкзак».
Соберите походный рюкзак. Выберите и сложите в рюкзак пять наиболее важных предметов для выживания за 30 секунд.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов.
№ | Перечень ошибок и погрешностей | Штраф |
1. | Участник не выполнил задание за отведенное время | |
2. | Участник не правильно выбрал пять наиболее важных предметов. | |
Сумма штрафных баллов | ||
Оценка задания с учетом штрафных баллов |
Задание 3. «Преодоление заболоченного участка местности по кочкам».
Преодолеть заболоченный участок местности по кочкам, надев сложенный рюкзак, выполнив задание 2.
Условие: На исходной точке участка в шахматном порядке установлено 8 кочек со сбоем ноги, в середине 2 кочки установлены по прямой, расстояние между центрами кочек 1,5 м, диаметр кочек не более 30 см. В 1,5 м от первой кочки и в 1,5 м за последней кочкой нанесены контрольные линии, на первую и последнюю кочку наступать обязательно.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов.
№ | Перечень ошибок и погрешностей | Штраф |
1. | Участник заступил за контрольную линию. | |
2. | Участник за каждое касание поверхности одной ногой с восстановлением движения (срыв). | |
3. | Участник за каждое касание поверхности двумя ногами с восстановлением движения (падение). | |
Сумма штрафных баллов | ||
Оценка задания с учетом штрафных баллов |
Этап № 3. «Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера».
Задание 4. В гараже зимой произошло возгорание канистры бензина. Рядом на полу размещены ведро с водой, плотная ткань, огнетушители разных марок ОП-5, ОУ-5, ОВ-1.
Ликвидировать возгорание.
Условия: на участке, предполагаемый гараж, лежит канистра бензина (с условным возгоранием), перед участником лежат средства пожаротушения: ведро с водой, плотная ткань, огнетушители разных марок ОП-5, ОУ-5, ОВ-1. Необходимо выбрать средство пожаротушения и ликвидировать возгорание.
Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов.
№ | Перечень ошибок и погрешностей | Штраф |
1. | Неправильно выбрано средство пожаротушения. | |
2. | Неправильное использование огнетушителя ОП-5, если он был выбран в качестве средства пожаротушения (направить сопло шланга на очаг возгорания, сорвать пломбу, выдернуть чеку, нажать на рычаг). | |
3. | Неправильное использование огнетушителя ОУ-5, если он был выбран в качестве средства пожаротушения (сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить раструб на очаг возгорания, надев перчатку, надавить на рычаг). | |
4. | Возгорание не ликвидировано. | 20 баллов |
Сумма штрафных баллов | ||
Оценка задания с учетом штрафных баллов |
Задание 5. Вы на экскурсии по кондитерской фабрике. Произошел взрыв с утечкой аммиака. Вам выдали плащи и противогазы. В качестве зоны выхода узкий тоннель, длинной 8 метров, через который необходимо проползти в безопасный участок.
Условие: на столе перед линией старта лежат: плащ (накидка), противогаз с тремя дополнительными патронами (коричневый, зеленый и черно-желтый).
Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов.
№ | Перечень ошибок и погрешностей | Штраф |
1. | Неправильно выбран дополнительный патрон. | |
2. | Не выполнил надевание противогаза за контрольное время. | |
3. | Не надел плащ (или накидку). | |
4. | Не преодолел зону выхода или преодолел не в соответствии с заданием. | |
Сумма штрафных баллов | ||
Оценка задания с учетом штрафных баллов |
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку Ваших персональных данных.
Политика конфиденциальности.