Олимпиадные задания для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ в 2018/2019 учебном году

Теоретический тур

Письменные задания для 9 классов

Задание 1. Вставьте в текст определения «взрывное устройство» пропущенные термины из предложенного списка, а затем запишите получившуюся последовательность цифр выбранных ответов в приведённую ниже таблицу.

Взрывное устройство

Взрывное устройство – механизм для взрыва ___________ (А) при внешнем воздействии (давлении, _____________ (Б), _______________ (В) и другом) или в нужный момент (по ______________ (Г)).

Перечень терминов:

  • сигнал;
  • скорость;
  • боеприпас;
  • средство;
  • условный;
  • вибрация;
  • световой;
  • тепловой.

Ответ:

А Б В Г

Задание 2. «Рыбалка с сюрпризом»

На надувной лодке с мотором утром команда отправляется на дальнюю рыбалку по Ладожскому озеру. При выходе в озеро солнце только показалось из-за горизонта и находилось прямо по курсу лодки. Через 1 час хода, когда береговая черта скрылась в тумане, заглох мотор. Команда решила оставаться на месте, бросили якорь и стали рыбачить. Через 6 часов произошли основные события: клев закончился, удалось завести мотор и появилось солнце.

Задание: в каком направлении нужно возвращаться?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Перечислите 4 способа снижения содержания нитратов в овощных и плодовых культурах.

Ответ:

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Что это за эффект «стреляющих камней» и где он может появиться?

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. При возникновении угрозы нападения противника или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера местными органами власти и комиссиям по чрезвычайным ситуациям объектов народного хозяйства организуется и проводится эвакуация населения.

Ниже приводится текст об обязанностях эвакуируемых и их экипировке.

Обязанности эвакуируемых, их экипировка

С объявлением эвакуации (кроме экстренных случаев) нужно быстро подготовить личные вещи и документы. Все вещи укладывают в чемоданы, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепляют ярлычок с указанием фамилии, имени и отчества, постоянного адреса и места эвакуации. В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся вещи и предметы поставить в простенки, закрыть форточки. После этого закрыть квартиру и сдать её по охрану РЭУ.

Прибыв к указанному сроку на сборный эвакуационный пункт, надо пройти регистрацию. С собой, помимо вещей и документов, необходимо иметь средства индивидуальной защиты, одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух-трёхсуточный запас продуктов питания.

Используя информацию из текста, ваши знания и опыт, определите, что из перечисленного ниже нужно подготовить перед эвакуацией в связи с наводнением.

Обведите выбранный вами правильный ответ и запишите в таблице краткое пояснение, как это может пригодиться.

Что взять с собой? Как это вам может пригодиться?
1) Документы
2) Тёплые вещи
3) Запас продуктов
4) Медикаменты
5) Противогаз
6) Флягу с питьевой водой
7) Фотоаппарат
8) Надувную лодку
9) Объёмные деревянные предметы
10) Любимые книги

Теоретический тур

Тестовые задания для 9 классов

№ п.п. Тестовые задания Ответы в баллах
Определите один правильный ответ
1. Каждый гражданин имеет право на активную защиту личного достоинства, своей или чужой жизни и здоровья. Это называется …

а) самозащитой;

б) локализацией конфликта;

в) ликвидацией конфликта;

г) необходимой обороной.

2. Горит входная дверь в вашу квартиру. Огонь отрезал путь к выходу. Что вы будете делать?

а) уйдете в дальнюю комнату, плотно закрывая за собой все двери, входную дверь закроете мокрым одеялом или другой плотной влажной тканью, позвоните в пожарную охрану;

б) откроете окна и станете кричать и махать руками, призывая на помощь прохожих;

в) начнете кричать и звать на помощь соседей;

г) спрячетесь в ванной комнате и включите воду.

3. Какое расстояние должно быть между группами велосипедистов в колонне?

а) 50-60 метров;

б) 70-80 метров;

в) 30-50 метров;

г) 80-100 метров.

4. Кто и когда впервые предложил ввести термин «экология»?

а) шведский естествоиспытатель Карл Линней в 1770 году;

б) английский химик Роберт Бойль в 1680 году;

в) немецкий биолог Э. Геккель в 1866 году;

г) английский ученый-естествоиспытатель Ч. Дарвин в 1875 году.

5. Вместе с восходом солнца трое друзей зашли в лес. Заметив, что солнце находится слева, они шли прямо до того места, где надеялись набрать грибов, и не ошиблись. В 14.00 друзья решили уточнить направление возвращения домой. Первый предлагал двигаться так, чтобы солнце находилось слева, второй – чтобы солнце находилось справа, третий – чтобы солнце светило в спину. Кто из друзей указал правильное направление движения?

а) третий;

б) первый;

в) второй;

г) никто не указал правильного направления движения.

6. Какой поражающий фактор не оказывает на человека непосредственного воздействия?

а) световое излучение;

б) электромагнитный импульс;

в) ударная волна;

г) радиоактивное заражение;

д) проникающая радиация;

7. Чем отличается противогаз ГП-7 от ГП-7В?

а) наличием соединительной трубки;

б) отсутствием трубки для принятия воды;

в) наличием переговорного устройства;

г) моделью фильтрующей коробки;

д) моделью шлем-маски.

8. Закончите фразу: «Ситуации, при которых условия явля­ются наиболее благоприятными для реализации жизнедеятель­ности отдельного человека и человеческого сообщества, явля­ются _________________» (выберите ответ):

а) обычными;

б) экстремальными;

в) оптимальными;

г) чрезвычайными.

9. Услышав информацию органов управления ГО и ЧС об аварии, немедленно следует принять таблетку йодистого калия или калий-йод из АИ-2 и надеть противогаз. Речь идет об опасности:

а) поражения синильной кислотой;

б) отравления фосгеном;

в) поражения сероводородом;

г) радиоактивного заражения.

10. Кому принадлежит данное определения понятия «здоровья» «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

а) профессору Н.М. Амосову;

б) заложено в Уставе ВОЗ;

в) профессору А.Т. Смирнову;

г) заложено положением о МЗ РФ.

11. Какое количество спирта на килограмм веса тела является смертельной для человека?

а) 3-5 грамм;

б) 7-8 грамм;

в) 9-12 грамм;

г) 15-20 грамм.

12. В каком положении следует транспортировать пострадавшего с переломами ребер и грудины?

а) лежа на спине;

б) лежа на боку;

в) сидя или в полулежащем состоянии;

г) лежа на животе.

Определите все правильные ответы
13. При каких условиях принимается решение об уходе с места аварии?

а) когда примерно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него точно не определено и состояние здоровья большинства людей позволяет преодолеть небольшое расстояние;

б) когда точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;

в) когда возникла непосредственная угроза жизни (лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение);

г) в течение суток нет связи;

д) если авария произошла на малознакомой и труднопроходимой местности;

е) в том случае, если люди не могут быть обнаружены спасателями на данном месте из-за густой растительности.

14. Какие из утверждений являются верными?

а) пища должна содержать питательные вещества в определенном соотношении;

б) чем больше присутствует в пище витаминов и минеральных веществ, тем она полезнее;

в) пища человека должна быть химически разнообразной;

г) без воды человек способен просуществовать более 10 дней;

д) в день человеку необходимо более 2-х литров жидкости;

е) питаться достаточно 2 раза в сутки.

15. Отметьте рекомендуемые показатели, которые необходимо контролировать для получения оздоровительного эффекта на занятиях физкультурой:

а) настроение;

б) темперамент;

в) самочувствие;

г) желание заниматься;

д) переносимость занятий;

е) физическая работоспособность;

ж) приспособляемость к нагрузке.

16. Назовите пять наиболее важных природных явлений, которые вызывают ЧС в литосфере. Укажите их.

а) землетрясения;

б) оползни;

в) заморозки;

г) вулканические извержения;

д) сели;

е) снежные лавины;

ж) снежные заносы.

17. Что нужно делать при сильном кровотечении у ребенка в результате травмы до прибытия бригады скорой медицинской помощи?

а) если давящая повязка не помогает и кровотечение не останавливается, прижать артерию пальцем, наложить кровоостанавливающий жгут;

б) промыть рану, обработать ее, затем наложить салфетку, туго забинтовать;

в) наложить на рану салфетку, прижать, туго забинтовать;

г) обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи.

18. Представьте, что вы руководитель службы безопасности на химическом предприятии. Вам принесли памятку, которую решили раздать сотрудникам этого предприятия. В памятке допущены ошибки.

Определите номера правил, в которых допущены ошибки:

а) двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль;

б) чтобы быстрее выйти с заражённой территории, пользуйтесь любыми дорогами, включая подземные переходы;

в) на всём пути движения используйте простейшие средства защиты органов дыхания и кожи;

г) время от времени снимайте с органов дыхания защитное средство, чтобы убедиться, что воздух очистился;

д) время от времени делайте остановки для отдыха;

е) выйдя из зоны заражения, снимите верхнюю одежду, промойте глаза и открытые участки тела водой, прополощите рот;

ж) для тщательной помывки можно воспользоваться открытым водоемом;

з) при подозрении на отравление ядовитыми веществами исключите любые физические нагрузки, примите обильное тёплое питьё (чай, молоко и т.п.) и обратитесь к медицинскому работнику.

19. Определите два компонента подсистем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций объекта экономики, осуществляющих их руководство:

а) Комиссия по чрезвычайным ситуациям;

б) учебно-методический центр по делам ГО и ЧС;

в) штаб по делам ГО и ЧС;

г) администрация школы.

20. Определите признаки переохлаждения:

а) нет пульса у лодыжек;

б) посинение или побледнение губ;

в) озноб и дрожь;

г) нарушение сознания: заторможенность и апатия, бред и галлюцинации, неадекватное поведение;

д) снижение температуры тела;

е) потеря чувствительности.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ТУР

средняя возрастная группа (9 классы)

Код/шифр участника

По практическому туру максимальная оценка результатов участника средней возрастной группы определяется арифметической суммой оценки баллов, полученных за выполнение заданий и не должна превышать 100 баллов.

На выполнение заданий выпускается участник, экипированный следующим образом: одежда, закрывающая все тело и конечности от запястья до голени(по щиколотки); спортивная обувь без шипов, головной убор.

Этап № 1. «Оказание первой помощи пострадавшим».

Задание 1. Младенец (робот-тренажер «Гаврюша») лежит на спине. Его лицо быстро синеет, рот широко открывается, но крика нет.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов.

Перечень ошибок и погрешностей Штраф
1. Не определен пульс на плечевой артерии.
2. Ротовая полость очищена в положении младенца на спине.
3. Младенец не повернут на живот.
4. Удары по спине наносились кулаком.
5. Удары ладонью по спине наносились без фиксации туловища младенца на ладони.
6. Инородное тело не удалено в течение 2-х минут с момента начала выполнения задания.
Сумма штрафных баллов
Оценка задания с учетом штрафных баллов

Этап № 2. «Выживание в условиях природной среды».

Задание 2. «Соберите походный рюкзак».

Соберите походный рюкзак. Выберите и сложите в рюкзак пять наиболее важных предметов для выживания за 30 секунд.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов.

Перечень ошибок и погрешностей Штраф
1. Участник не выполнил задание за отведенное время
2. Участник не правильно выбрал пять наиболее важных предметов.
Сумма штрафных баллов
Оценка задания с учетом штрафных баллов

Задание 3. «Преодоление заболоченного участка местности по кочкам».

Преодолеть заболоченный участок местности по кочкам, надев сложенный рюкзак, выполнив задание 2.

Условие: На исходной точке участка в шахматном порядке установлено 8 кочек со сбоем ноги, в середине 2 кочки установлены по прямой, расстояние между центрами кочек 1,5 м, диаметр кочек не более 30 см. В 1,5 м от первой кочки и в 1,5 м за последней кочкой нанесены контрольные линии, на первую и последнюю кочку наступать обязательно.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов.

Перечень ошибок и погрешностей Штраф
1. Участник заступил за контрольную линию.
2. Участник за каждое касание поверхности одной ногой с восстановлением движения (срыв).
3. Участник за каждое касание поверхности двумя ногами с восстановлением движения (падение).
Сумма штрафных баллов
Оценка задания с учетом штрафных баллов

Этап № 3.  «Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера».

Задание 4. В гараже зимой произошло возгорание канистры бензина. Рядом на полу размещены ведро с водой, плотная ткань, огнетушители разных марок ОП-5, ОУ-5, ОВ-1.

Ликвидировать возгорание.

Условия: на участке, предполагаемый гараж, лежит канистра бензина (с условным возгоранием), перед участником лежат средства пожаротушения: ведро с водой, плотная ткань, огнетушители разных марок ОП-5, ОУ-5, ОВ-1. Необходимо выбрать средство пожаротушения и ликвидировать возгорание.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов.

Перечень ошибок и погрешностей Штраф
1. Неправильно выбрано средство пожаротушения.
2. Неправильное использование огнетушителя ОП-5, если он был выбран в качестве средства пожаротушения (направить сопло шланга на очаг возгорания, сорвать пломбу, выдернуть чеку, нажать на рычаг).
3. Неправильное использование огнетушителя ОУ-5, если он был выбран в качестве средства пожаротушения (сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить раструб на очаг возгорания, надев перчатку, надавить на рычаг).
4. Возгорание не ликвидировано. 20 баллов
Сумма штрафных баллов
Оценка задания с учетом штрафных баллов

Задание 5. Вы на экскурсии по кондитерской фабрике. Произошел взрыв с утечкой аммиака. Вам выдали плащи и противогазы. В качестве зоны выхода узкий тоннель, длинной 8 метров, через который необходимо проползти в безопасный участок.

Условие: на столе перед линией старта лежат: плащ (накидка), противогаз с тремя дополнительными патронами (коричневый, зеленый и черно-желтый).

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов.

Перечень ошибок и погрешностей Штраф
1. Неправильно выбран дополнительный патрон.
2. Не выполнил надевание противогаза за контрольное время.
3. Не надел плащ (или накидку).
4. Не преодолел зону выхода или преодолел не в соответствии с заданием.
Сумма штрафных баллов
Оценка задания с учетом штрафных баллов
Скачать программу