Физическое качество БЫСТРОТА
Быстрота – это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции. Способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
В скалолазании данное физическое качество определяющую роль играет в дисциплине “скорость”.
Психологические характеристики быстроты
С точки зрения психологии быстрота — это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.
Быстрота движений обусловливается, в первую очередь, соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена.
Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов:
- Подвижность нервных процессов: только при очень быстрой смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата можно достигнуть высокой частоты движений с оптимальным приложением силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции.
- Напряжение воли — достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой.
- Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений. Но не менее зависимой от них является быстрота отдельного движения. К координационным (центрально-нервным) факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом и механизмов внутримышечной и межмышечной координации.С помощью координационных факторов, в частности, регулируются сократительные усилия мышц (группы мышц), соответствующие пику скорости движения (действия).
Формы проявления быстроты
Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется:
- временем двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель). Это время, затраченное спортсменом на начало действия в ответ на известное ему определенное раздражение, например звуковой сигнал старта (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи). В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное спортсменом на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность спортсмена.
- скоростью отдельного движения характеризуется психической организацией одиночного действия.
- темпом (частотой одинаковых движений в единицу времени).
Если ходьба человека состоит из множества повторяющихся движений (шагов), то один шаг — отдельное движение. Скорость одного шага — это скорость отдельного движения. Скорость шагов — соответственно частота движений.
Эти три формы проявления быстроты не зависят друг от друга. Каждая из них имеет свои особенности, которые существуют во временных параметрах.
Средства и методы развития быстроты движений
Методы развития быстроты:
– метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);
– игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).
Средствами для развития быстроты могут быть легкая атлетика, спортивные игры и др.
Специальные упражнения для развития ловкости
- Прыжки на месте с поворотами на 90 и 130° с ведением одного или двух мячей.
- Рывок с ведением одного или двух мячей на 5- 6 м, кувырок вперед с мячом в руках и вновь рывок.
- Ходьба на руках с качением мяча перед собой. Партнер поддерживает ноги.
- Командная эстафета в беге на руках (как в упр. 3) с качением мяча перед собой. Длина этапа -до 30м.
- Передачи мяча у стены в парах со сменой мест. Выполняются одним мячом.
- Рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперед с мячом в руках и бросок по кольцу.
- Серийные прыжки через барьеры с ведением мяча.
- Рывок с ведением мяча на 5-6 м, прыжок через гимнастического козла с подкидной доски с мячом в руках.
- Игра в «чехарду» с ведением мяча каждым игроком. Во время прыжка игрок берет мяч в руки.
- Различные виды бега с одновременным ведением двух мячей: с высоким подниманием бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, доскоками на двух ногах и на одной ноге и т.д.
- Передачи мяча в парах с сопротивлением. Игроки в паре передают друг другу мяч от земли, расстояние между ними 4-5 м. Защитник пытается перехватить мяч. Упражнение выполняется сначала на месте, потом в движении.
- То же, что и упр. 11. Передачи следуют на уровне груди. Задача защитника – увернуться от мяча.
- Игра в «пятнашки» в парах с ведением мяча обоими игроками.
- Игра в «пятнашки» в передачах. Двое водящих передают друг другу мяч и стараются запятнать остальных игроков, ведущих мячи, дотронувшись до них мячом, не выпуская его из рук. Запятнанный игрок присоединяется к водящим.
- Мяч катится по земле с постоянной скоростью. Игроки перепрыгивают через катящийся мяч на одной или двух ногах. Проводится как соревнование: побеждает тот, кто сделает больше прыжков от лицевой до центральной или противоположной лицевой линии.
- Прыжки через барьеры с ловлей и передачей мяча. Игрок перепрыгивает через 10-12 барьеров, стоящих подряд. Во время каждого прыжка он ловит и отдает мяч.
- Прыжки через гимнастические скамейки с ведением мяча. Прыжки выполняются на одной или двух ногах, боком или спиной.
- Игрок совершает рывок на 5-6 м с ведением мяча, а затем, подпрыгивая с подкидного мостика, стоящего под кольцом, забивает мяч в кольцо сверху.
- То же, что и упр. 18. Перед броском игрок выполняет в воздухе поворот на 90 или 130°.
- Прыжки через гимнастическую скамейку с одновременными передачами в стену. Выполняются одним или двумя мячами.
- Ходьба по гимнастическому бревну с одновременным жонглированием двумя мячами.
- Прыжки через скакалку с ведением мяча. Крутящие скакалку тоже ведут мяч.
- Прыжки через длинную скакалку в парах с передачами мяча. Крутящие скакалку игроки тоже отдают пас друг другу.
- Прыжки через скакалку с бросками по кольцу. Прыгающий через скакалку игрок находится на расстоянии 4-5 м от кольца. 2-3 игрока поочередно подают ему мячи. Ловля передачи и бросок по кольцу выполняются в одном прыжке.
- Броски по кольцу после быстрого ведения с поворотом на 90 или 180°.
- Бросок по кольцу сверху после прыжка с двух ног с максимально дальнего от кольца расстояния.
- Игрок выполняет два шага после быстрого ведения и делает два оборота мячом вокруг корпуса.
- Два игрока находятся на противоположных линиях штрафного броска. По сигналу тренера они выполняют кувырок вперед и совершают рывок к центру поля, где лежит мяч. Игрок, завладевший мячом, атакует указанное тренером кольцо.
- Игроки команды делятся на две группы и встают на противоположные линии штрафного броска лицом к щиту. По сигналу тренера первые игроки каждой колонны бьют мячи в щит и бегут к противоположному щиту, чтобы успеть на добивание. Добивание мяча в щит можно выполнять только в одном прыжке. В центре поля игроки выполняют кувырок вперед.
- Игрок делает рывок от центра поля к линии штрафного броска спиной вперед, на штрафной линии выполняет кувырок назад. Тренер, стоящий на лицевой линии, пасует мяч с отскоком от пола так, чтобы игрок сумел получить его после кувырка.
- Игрок находится на линии штрафного броска спиной к кольцу, выпрыгивает, бьет мяч в пол между ногами так, чтобы он отскочил за спину. При приземлении игрок разворачивается, догоняет мяч и забивает его в кольцо броском сверху (для низкорослых игроков – слабой рукой).
- То же, что и упр. 31. Упражнение выполняется двумя мячами.
Ну вот теперь мы с Вами знаем, как развивать ловкость у баскетболистов. Удачных Вам тренировок и до скорых встреч на страницах этого сайта!
Быть ловким – это значит уметь двигаться быстро и скоординированно, оптимальным образом реагируя на меняющиеся внешние условия. Ловкий человек способен рационально и быстро решать любые двигательные задачи. Как и всякое физическое качество, ловкость можно улучшить специальными упражнениями.
Эффективные упражнения на ловкость в футболе
Приятно смотреть, когда футболист обходит несколько защитников соперника и забивает красивый гол. Достаточно вспомнить легендарный гол Марадоны в ворота сборной Англии, когда он прошёл с мячом практически через всё футбольное поле. Это и есть футбольная ловкость.
А голы головой португальца Криштиану Роналду? Он буквально зависает в воздухе, когда отправляет мяч в ворота. Эта почти невероятная способность владеть собственным телом – тоже ловкость. Возможно, в некоторой степени, врождённая, но это ещё и результат многодневных тренировок.
Ловкость невозможно развить без гибкости. Она характеризуется подвижностью в суставах, которая увеличивает амплитуду движений.
Упражнения на развитие гибкости и ловкости рекомендуется выполнять в сочетании на каждой тренировке. Только не нужно делать их слишком интенсивно, – можно травмировать мышцы и связки.
Взрослые футболисты выполняют многие упражнения на ловкость, о которых уже говорилось в разделе о детском футболе. Те же кувырки, прыжки, жонглирование. Но можно и нужно вносить и другие элементы.
Упражнения без мяча:
- отвод рук в различные стороны с гантелями;
- наклоны из разных исходных положений;
- медленный бег с быстрыми поворотами;
- бег с прыжками вверх с имитацией удара по мячу;
- часто практикуется состязание, которое метко называется «Петушиный бой», – игроки, стоя на одной ноге лицом друг к другу, пытаются вывести соперника из равновесия, толкаясь плечами.
Упражнения с футбольным мячом:
- мяч подвешивается к стойке на достаточно большой высоте, – игрок должен в прыжке достать его головой;
- игроки соревнуются, – кто выше отправит головой подброшенный мяч;
- во время медленного бега мяч бросается о землю и подбрасывается вверх ногой или головой;
- бег змейкой между стойками или фишками вместе с мячом;
- бег с мячом с поворотом движения на 90 и 180 градусов.
Что касается жонглирования мячом, во взрослых командах этот процесс, как правило, носит индивидуальный характер. Кто-то любит повозиться с футбольным снарядом, кто-то отрабатывает удары по воротам. В любом случае и специальная техническая ловкость, и общая должна поддерживаться на определённом уровне в течение всей футбольной карьеры.
А неловких футболистов обычно обидно называют деревянными. Впрочем, больших спортивных высот они, как правило, не достигают. Зато ловкие и юркие футболисты, даже обладая не очень выдающимися физическими данными, становятся любимцами болельщиками и запоминающимися мастерами. Ловкость – качество в футболе ценное и во многом даже необходимое.
Как часто выполнять упражнения на ловкость
Есть навыки, приобретая которые, мы больше с ними не расстаемся. Например, нельзя разучиться кататься на велосипеде. К сожалению, ловкость легко утратить. Чтобы навык не растерялся, следует развивать его регулярно на протяжении жизни. «Выполняйте упражнения на ловкость 2-3 раза в неделю», — комментирует Петр Бочаров. Добавьте их к вашим обычным тренировкам или посвящайте развитию ловкости отдельные дни.
«Если вы самостоятельно планируете занятия спортом, то в разгрузочные дни между силовыми тренировками делайте 2-3 упражнения на ловкость. Это поможет лучше восстановиться и приобрести новые навыки», — рекомендует Артем Опальницкий.
Когда упражнения на ловкость станут частью вашей спортивной жизни, следите за уровнем их сложности. Как только вы начинаете легко и уверенно справляться с задачей, ищите новую или усложняйте текущее упражнение. Такая практика сделает развитие ловкости интенсивным, а тренировки — разнообразными.
Упражнения для развития выносливости
Тренировки на выносливость на улице
Комплекс беговых упражнений на развитие выносливости
Бег — самое популярное упражнение для развития общей выносливости. Если вы начинающий бегун, начинайте поэтапно — сначала быстрая ходьба, затем бег трусцой, и только потом бег на дистанцию.
Ставьте достижимые цели! Например, не сойти с дистанции в 3 км. Если через несколько тренировок вы сможете пробежать 5 км, значит ваша общая выносливость увеличилась. Затем можно поработать над сокращением времени бега. Замеряйте результаты в цифрах — длина дистанции или время бега, и вы сможете отследить свое развитие.
Чтобы не изнурять организм, начните с комфортной скорости, постепенно увеличивая темп. И занимайтесь регулярно, иначе организм «забудет» нагрузку, которую он получал, и придется начинать заново. Оптимальная периодичность занятий — 3-4 раза в неделю по 30-40 минут, затем время можно увеличить.
Упражнения для ходьбы
Самый простой, приятный, доступный, а главное бесплатный метод тренировки, направленный на развитие общей выносливости. Начинайте с медленной ходьбы, постепенно развивая скорость до 7 км в час. Ходить в быстром темпе можно 30-60 минут, и затем замедлиться. Оптимальная периодичность этого упражнения — через день.
Тренировка выносливости на велосипеде
Кроме работы с выносливостью, езда на велосипеде отлично снимает нагрузку с коленей и позвоночника. Оптимальная периодичность — 2 раза в неделю.
Тренировка на выносливость в тренажерном зале
Бегать, ходить и ездить на велосипеде можно и в зале — на беговой дорожке и велотренажере.
А что еще?
Ходьба на беговой дорожке
Да, ходить на ней тоже можно. А главное, у многих дорожек есть возможность изменения угла наклона. «Подъем в гору» — отличное упражнение, развивающее выносливость ног. А если при этом взять в руки дополнительный вес, вы получите более объемный эффект.
Упражнения на выносливость в бассейне
Главный плюс в том, что они разгружают опорно-двигательный аппарат, в результате чего позвоночник отдыхает. Такая тренировка подходит всем, включая людей с лишним весом. К тому же, плавать можно с любой скоростью. В свободном темпе — тренировка общей выносливости. Плавание без снижения темпа — упражнение для развития скоростной выносливости. Оптимальная периодичность — 2-3 раза в неделю по 1 часу.
Силовые упражнения
Еще один комплекс упражнений на развитие выносливости. В залах большое разнообразие тренажеров, с помощью которых можно тренировать руки, ноги и пресс. На первых порах лучше это делать под руководством тренера, который поможет подобрать подходящую нагрузку и виды тренажеров.
Тренировки на выносливость в домашних условиях
Бёрпи
Одно из лучших упражнений на силовую выносливость, а также для общей физической подготовки. Оно укрепляет мышцы всего тела, превосходно тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также ускоряет обмен веществ.
По сути, это чередование отжимания и прыжка. Принять упор лежа, отжаться, быстро встать и подпрыгнуть вверх. Повторить столько раз, сколько хватит сил Некоторые счастливчики способы сделать по 100 раз за один подход. Вот это выносливость!
Прыжки со скакалкой
Отменное физическое упражнение на выносливость, ловкость и координацию. К тому же, это эффективный способ укрепления сердечно-сосудистой системы и снятия напряжения в мышцах.
Чтобы подобрать скакалку по своему росту, сложите ее вдвое — она должна быть вровень с вашим плечом. Если размер меньше — ищите другую. А если больше — намотайте лишнее на запястья.
Вы новичок в прыжках? Тогда начните с 15 мин за 1 подход, в течение дня нужно сделать 3 подхода. Здорово, если за тренировку получится непрерывно напрыгать 200-500 раз. Далее попробуйте довести количество прыжков до 1000 и при этом усложнить задачу: делать двойную прокрутку — 1 прыжок за 2 прокручивания скакалки, прыгать на одной ноге или прокручивать скакалку назад.
Никогда не прыгайте босиком! Только в качественной обуви, чтобы не повредить суставы ног.
Подтягивания на турнике
Это эффективное упражнение для повышения выносливости будет еще полезнее, если вы сделаете не менее 5 подходов с максимально возможным для вас количеством подтягиваний. Изматывать себя не надо, ориентируйтесь на свои силы! Дополнительный плюс — развитие мышц спины и верхнего плечевого пояса.
Планка
Это упражнение для развития статический выносливости отлично подтягивает мышцы живота: примите правильное положение и держите его в течение минимум 30 секунд, постепенно увеличивая до своего максимума. Чем дольше сможете продержаться, тем выше ваша выносливость!
1.4 Ловкость
Ловкость — это, во-первых, способность овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать свои действия.
В данном случае объектом познания выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных, временных и силовых параметров. Среди физических качеств ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр.
Ловкость — важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, где предъявляются высокие требования к координации движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись и т.п.).
Ловкость, как отмечалось выше, может проявляться только в комплексе с другими физическими качествами. В этом заключается одна из основных предпосылок развития ловкости — физические способности человека. Другой предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми образуют новый навык. Деятельность анализаторов — третья основная предпосылка для развития ловкости. Наряду с определенной ролью ранее приобретенного двигательного опыта большое значение в развитии и проявлении ловкости играет обработка текущей информации. Все свидетельствует, как велика зависимость ловкости от функциональных возможностей центральной нервной системы.
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры.
Упражнения на развитие ловкости и координации
Приведем несколько простых упражнений на развитие ловкости и координации, которые позволят синхронизировать работу ваших мышц, но при этом не отнимут много времени и сил.
Упражнения для укрепления нейромышечной связи
- Встаем прямо, вытянув руки перед собой. Производим одновременные вращательные движения руками: правой – по часовой стрелке, левой – против. Выполняем 10-15 повторений.
- Усложняем предыдущее упражнение. Вытягиваем одну руку вперед и начинаем описывать ею круги по часовой стрелке. При этом кистью стараемся вращать в противоположном направлении. Задача кажется невыполнимой, но регулярная практика вскоре поможет развеять ваши сомнения. Главное не делать резких движений кистью, иначе можно травмировать связки. Выполняем также 10-15 повторений.
- Вновь вытягиваем обе руки вперед и начинаем одновременно вычерчивать ими в воздухе разные геометрические фигуры. Например, правая рисует квадрат, а левая выписывает окружность и так далее. Через 10-15 повторений поменяйте «рисунок» для каждой руки.
- Еще одно несложное упражнение на развитие ловкости и координации, которым мы любили развлекать себя в детстве: правую ладонь поднимаем и опускаем над головой, слегка касаясь темени, а левой производим вращательные движения в вертикальной плоскости вокруг живота.
Упражнения на развитие координации
Стойка на одной ноге. Пытаемся удержать равновесие на одной ноге в течение 60 секунд. При этом руки отводим в стороны, а голову поворачиваем влево-вправо. Когда будете достаточно тренированы, упражнение можно выполнять с закрытыми глазами.
Прыжки на одной ноге. Все просто – подпрыгиваем на одной ноге, а приземляемся на другую. И так в течение 2-3 минут.
Броски мяча в стойке на одной ноге. Подходим к стене на расстояние вытянутой руки. Стоя на одной ноге, бросаем в нее мяч и ловим на отскоке
При этом все внимание концентрируем только на мяче. Ласточка
Балансируем, стоя на одной ноге
Ласточка. Балансируем, стоя на одной ноге
Руки разведены в стороны, свободная нога отведена назад до уровня таза. Спину держим прямо, смотрим прямо перед собой. Опорная нога также должна быть прямой. В этом положении стоим не менее 1 минуты, после чего меняем ногу. Можно усложнить упражнение, держа в вытянутых вперед руках небольшой медбол.
Бег с препятствиями. Если поблизости нет подходящей спортплощадки, можно бегать по пересеченной местности. Например, в лесу, огибая стволы деревьев и перепрыгивая поваленные бревна.
Ходьба по гимнастическому бревну – простое, но очень эффективное упражнение на развитие ловкости и координации. При желании его можно заменить менее рискованной тренировкой – ходьбой по бордюрам в парке.
Следующее упражнение можно выполнять буквально на ходу – пока едете в автобусе. Стоя возле поручня, пытайтесь сохранять равновесие на одних лишь ногах.
Упражнения на развитие ловкости и мелкой моторики рук
- Жонглирование. Кого из нас в детстве не восхищало мастерство цирковых жонглеров. Настало время взять кое-что из их арсенала себе на вооружение. Для этого нам не понадобится выписывать замысловатые пируэты с булавами или ворочать пудовые гири. Обойдемся парой теннисных мячей.
- Следующее упражнение выполняется вдвоем. Встаем возле стены и бросаем в нее мяч так, чтобы на отскоке его поймал партнер. Затем напарник повторяет то же самое, а вы ловите.
- Кувырки с ловлей мяча. Этот элемент позаимствован из художественной гимнастики. Высоко подкидываем мяч, выполняем кувырок и ловим снаряд. Усложнить упражнение можно следующим образом: попытайтесь поймать мяч в прыжке после выполнения кувырка.
- Развить молниеносную реакцию помогут также упражнения с баскетбольным мячом. Сначала потренируйтесь просто вести один, затем два мяча, при этом высоко поднимая бедра. Усложните, выполняя прыжки и одновременно ведя мяч. Выполняйте повороты влево-вправо под прямым углом, с одновременным ведением сразу двух мячей. Можно также вести мяч, одновременно перепрыгивая через скамейку в четырех направлениях.
- Отжимания с хлопками. Выполняются они в более быстрой, «взрывной» манере, чем стандартные. В момент разгибания локтей стараемся подбросить тело максимально вверх, чтобы успеть хлопнуть в ладоши и при этом не упасть.
- Ходьба на руках с толканием мяча. Даже в стандартном исполнении это очень сложное упражнение, которое по силам лишь тренированным людям. Если вы пока не готовы к таким испытаниям, прибегните к помощи товарища. Нужно, чтобы напарник держал вас за ноги, а вы шли на руках, толкая перед собой мяч.
- Для развития ловкости и мелкой моторики рук потренируйтесь в простом набивании теннисного мяча, со смещением тела в стороны.
Примеры профессиональной ловкости
Хороший пример – это упражнение в стрелковом виде спорта (практическая стрельба). Задача упражнения следующая. Стрелку нужно совершить рывок, пробежав пять метров к столу, зарядить ружье, раскрыв коробку с патронами (ружье и патроны расположены на столе перед стрелковым рубежом), после чего поразить все мишени. Упражнение выполняется на время. Все манипуляции и движения основаны на профессиональной ловкости.
Еще один яркий пример – это игра принимающего игрока во время розыгрыша в американском футболе. Его задача – как можно быстрее обойти игроков команды-соперника, пробежав на всех парах по заданной траектории, поймать пас и добраться до зачетной зоны соперников. Во время розыгрыша этот игрок проделывает очень тяжелый путь, который совершить просто невозможно без должного уровня ловкости, ведь ему придется уворачиваться от ударов в момент движения и ловли мяча, а после успешной передачи паса – добраться до зачетной зоны, минуя атаки противника, демонстрируя чудеса акробатики, нечеловеческой реакции и проворства!
Заключение
Большое значение в спорте и в повседневной жизни играет развитая ловкость. Человек, не занимающийся спортом, может выполнять хотя бы простейшие упражнения для его развития. Существует большая вероятность того, что ловкость непременно спасет жизнь и сохранит здоровье! В повседневной жизни ловкость стоит во главе таких качеств, как сила и выносливость.
Задачи: 1. Обучить правилам подбора упражнений для развития ловкости, используя технические приемы баскетбола. 2. Способствовать развитию координации движений. 3. Воспитывать осмысленное отношение к выполнению заданий.
Вводная часть (10 мин).
Построение обучающихся в одну шеренгу по отделениям-командам, приветствие учителя.
На экране появляются слайды с названием раздела, темы урока и требованиями к подбору упражнений. Но и определение темы, и требования закрыты. В ходе урока обучающиеся должны самостоятельно, отвечая на вопросы, попытаться определить и тему урока, и сущность требований к упражнениям.
А на слайдах написано следующее.
Тема урока — развитие ловкости на уроках баскетбола.
Упражнения должны быть:
3) с изменением условий выполнения.
Ходьба на носках, на пятках, с перекатом с пятки на носок, с выпадами (1 мин.).
Общеразвивающие упражнения для мышц рук (1,5 мин).
Основная часть (28 мин).
Перестроение в четыре колонны (30 сек.).
Бег с подлезанием под скакалкой. Ученики получают задание подлезть под скакалкой, придумав наиболее интересный и удобный способ преодоления препятствия.
Бег, удерживая на теннисной ракетке теннисный мяч, затем бросок мяча в кеглю. Обучающиеся выполняют задание друг за другом, пытаясь не уронить мяч, и выполняют по одному броску в кеглю с расстояния 3,5-4 м. За удачное выполнение всех эстафет учащиеся получают пятый жетон.
«Теперь попробуем вывести правило подбора упражнений для развития ловкости. Когда человек бежит — он это выполняет довольно легко. Бежит с ведением мяча — это уже труднее, но ненамного. Приседает — легко, прыгает — легко. Но легкость упражнения не способствует развитию ловкости. Какими же должны быть задания, чтобы развивалась ловкость? Трудными — правильно!
Перестроение в круги (30 с).
Передачи по кругу двух, трех, четырех, пяти мячей (2,5 мин). Дополнительные мячи вводятся постепенно.
За правильные ответы обучающиеся получают шестой жетон.
Задания отделениям на карточках.
Карточка 1.1. Расставьте кегли на ориентиры. 2. Встаньте за указанной линией. 3. Тряпичные мячи по очереди бросайте в кегли. 4. Сосчитайте количество попаданий.
Карточка 2. 1. Ведущий с мячом встает в середину центрального круга площадки, остальные игроки располагаются по кругу, не входя в него. 2. Ведущий громко называет кого-нибудь по имени и одновременно слегка подбрасывает мяч вверх. 3. Названный игрок должен поймать мяч. 4. Сосчитайте, сколько раз команда поймала мяч. 5. Подумайте, как сделать игру труднее.
Карточка 3. 1. Расставьте кегли по ориентирам. 2. По схеме определите свой маршрут, который вы должны пройти, не сбив кеглю. 3. Завяжите одному из играющих глаза. И в путь! 4. Сосчитайте, сколько человек прошли путь без ошибок.
Карточка 4. 1. Двое ведущих встают с обручем на ориентиры, остальные игроки располагаются на площадке произвольно. 2. Ведущие перекатывают друг другу обруч. 3. Игроки должны пробежать через катящийся обруч, не задев его. 4. Сосчитайте, сколько раз это удалось сделать.
Заключительная часть (7 мин).
Примерные ответы на вопросы.
1-е отделение. Задание необычное, так как метание проводилось тряпичным мячом.
2-е отделение. Задание требовало изменения условий выполнения упражнения, так как менялись исходные положения игроков.
3-е отделение. Задание трудное, так как непривычно было выполнять упражнение с закрытыми глазами.
4-е отделение. Задание трудное, так как сложно было выполнить упражнение, не задев обруч.
За правильные ответы обучающиеся получили седьмой жетон.
«Мы вывели три правила подбора упражнений для развития ловкости. Но хватит ли призовых жетонов, чтобы открыть на доске победное слово? Попробуем выиграть еще один — последний. Каждое отделение-команда должно поочередно ответить на один вопрос.
-75%