Комплекс упражнений для развития ловкости

Физическое качество БЫСТРОТА

Быстрота – это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции. Способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

В скалолазании данное физическое качество определяющую роль играет в дисциплине “скорость”.

Психологические характеристики быстроты

С точки зрения психологии быстрота — это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.

Быстрота движений обусловливается, в первую очередь, соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена.

Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов:

  1. Подвижность нервных процессов: только при очень быстрой смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата можно достигнуть высокой частоты движений с оптимальным приложением силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции.
  2. Напряжение воли — достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой.
  3. Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений. Но не менее зависимой от них является быстрота отдельного движения. К координационным (центрально-нервным) факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом и механизмов внутримышечной и межмышечной координации.С помощью координационных факторов, в частности, регулируются сократительные усилия мышц (группы мышц), соответствующие пику скорости движения (действия).

Формы проявления быстроты

Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется:

  1. временем двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель). Это время, затраченное спортсменом на начало действия в ответ на известное ему определенное раздражение, например звуковой сигнал старта (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи). В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное спортсменом на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность спортсмена.
  2. скоростью отдельного движения характеризуется психической организацией одиночного действия.
  3. темпом (частотой одинаковых движений в единицу времени).

Если ходьба человека состоит из множества повторяющихся движений (шагов), то один шаг — отдельное движение. Скорость одного шага — это скорость отдельного движения. Скорость шагов — соответственно частота движений.

Эти три формы проявления быстроты не зависят друг от друга. Каждая из них имеет свои особенности, которые существуют во временных параметрах.

Средства и методы развития быстроты движений

Методы развития быстроты:

– метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);

– игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).

Средствами для развития быстроты могут быть легкая атлетика, спортивные игры и др.

Специальные упражнения для развития ловкости

  1. Прыжки на месте с поворотами на 90 и 130° с ведением одного или двух мячей.
  2. Рывок с ведением одного или двух мячей на 5- 6 м, кувырок вперед с мячом в руках и вновь рывок.
  3. Ходьба на руках с качением мяча перед собой. Партнер поддерживает ноги.
  4. Командная эстафета в беге на руках (как в упр. 3) с качением мяча перед собой. Длина этапа -до 30м.
  5. Передачи мяча у стены в парах со сменой мест. Выполняются одним мячом.
  6. Рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперед с мячом в руках и бросок по кольцу.
  7. Серийные прыжки через барьеры с ведением мяча.
  8. Рывок с ведением мяча на 5-6 м, прыжок через гимнастического козла с подкидной доски с мячом в руках.
  9. Игра в «чехарду» с ведением мяча каждым игроком. Во время прыжка игрок берет мяч в руки.
  10. Различные виды бега с одновременным ведением двух мячей: с высоким подниманием бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, доскоками на двух ногах и на одной ноге и т.д.
  11. Передачи мяча в парах с сопротивлением. Игроки в паре передают друг другу мяч от земли, расстояние между ними 4-5 м. Защитник пытается перехватить мяч. Упражнение выполняется сначала на месте, потом в движении.
  12. То же, что и упр. 11. Передачи следуют на уровне груди. Задача защитника – увернуться от мяча.
  13. Игра в «пятнашки» в парах с ведением мяча обоими игроками.
  14. Игра в «пятнашки» в передачах. Двое водящих передают друг другу мяч и стараются запятнать остальных игроков, ведущих мячи, дотронувшись до них мячом, не выпуская его из рук. Запятнанный игрок присоединяется к водящим.
  15. Мяч катится по земле с постоянной скоростью. Игроки перепрыгивают через катящийся мяч на одной или двух ногах. Проводится как соревнование: побеждает тот, кто сделает больше прыжков от лицевой до центральной или противоположной лицевой линии.
  16. Прыжки через барьеры с ловлей и передачей мяча. Игрок перепрыгивает через 10-12 барьеров, стоящих подряд. Во время каждого прыжка он ловит и отдает мяч.
  17. Прыжки через гимнастические скамейки с ведением мяча. Прыжки выполняются на одной или двух ногах, боком или спиной.
  18. Игрок совершает рывок на 5-6 м с ведением мяча, а затем, подпрыгивая с подкидного мостика, стоящего под кольцом, забивает мяч в кольцо сверху.
  19. То же, что и упр. 18. Перед броском игрок выполняет в воздухе поворот на 90 или 130°.
  20. Прыжки через гимнастическую скамейку с одновременными передачами в стену. Выполняются одним или двумя мячами.
  21. Ходьба по гимнастическому бревну с одновременным жонглированием двумя мячами.
  22. Прыжки через скакалку с ведением мяча. Крутящие скакалку тоже ведут мяч.
  23. Прыжки через длинную скакалку в парах с передачами мяча. Крутящие скакалку игроки тоже отдают пас друг другу.
  24. Прыжки через скакалку с бросками по кольцу. Прыгающий через скакалку игрок находится на расстоянии 4-5 м от кольца. 2-3 игрока поочередно подают ему мячи. Ловля передачи и бросок по кольцу выполняются в одном прыжке.
  25. Броски по кольцу после быстрого ведения с поворотом на 90 или 180°.
  26. Бросок по кольцу сверху после прыжка с двух ног с максимально дальнего от кольца расстояния.
  27. Игрок выполняет два шага после быстрого ведения и делает два оборота мячом вокруг корпуса.
  28. Два игрока находятся на противоположных линиях штрафного броска. По сигналу тренера они выполняют кувырок вперед и совершают рывок к центру поля, где лежит мяч. Игрок, завладевший мячом, атакует указанное тренером кольцо.
  29. Игроки команды делятся на две группы и встают на противоположные линии штрафного броска лицом к щиту. По сигналу тренера первые игроки каждой колонны бьют мячи в щит и бегут к противоположному щиту, чтобы успеть на добивание. Добивание мяча в щит можно выполнять только в одном прыжке. В центре поля игроки выполняют кувырок вперед.
  30. Игрок делает рывок от центра поля к линии штрафного броска спиной вперед, на штрафной линии выполняет кувырок назад. Тренер, стоящий на лицевой линии, пасует мяч с отскоком от пола так, чтобы игрок сумел получить его после кувырка.
  31. Игрок находится на линии штрафного броска спиной к кольцу, выпрыгивает, бьет мяч в пол между ногами так, чтобы он отскочил за спину. При приземлении игрок разворачивается, догоняет мяч и забивает его в кольцо броском сверху (для низкорослых игроков – слабой рукой).
  32. То же, что и упр. 31. Упражнение выполняется двумя мячами.

Ну вот теперь мы с Вами знаем, как развивать ловкость у баскетболистов. Удачных Вам тренировок и до скорых встреч на страницах этого сайта!

Быть ловким – это значит уметь двигаться быстро и скоординированно, оптимальным образом реагируя на меняющиеся внешние условия. Ловкий человек способен рационально и быстро решать любые двигательные задачи. Как и всякое физическое качество, ловкость можно улучшить специальными упражнениями.

Эффективные упражнения на ловкость в футболе

Приятно смотреть, когда футболист обходит несколько защитников соперника и забивает красивый гол. Достаточно вспомнить легендарный гол Марадоны в ворота сборной Англии, когда он прошёл с мячом практически через всё футбольное поле. Это и есть футбольная ловкость.

А голы головой португальца Криштиану Роналду? Он буквально зависает в воздухе, когда отправляет мяч в ворота. Эта почти невероятная способность владеть собственным телом – тоже ловкость. Возможно, в некоторой степени, врождённая, но это ещё и результат многодневных тренировок.

Ловкость невозможно развить без гибкости. Она характеризуется подвижностью в суставах, которая увеличивает амплитуду движений.

Упражнения на развитие гибкости и ловкости рекомендуется выполнять в сочетании на каждой тренировке. Только не нужно делать их слишком интенсивно, – можно травмировать мышцы и связки.

Смотрите это видео на YouTube

Взрослые футболисты выполняют многие упражнения на ловкость, о которых уже говорилось в разделе о детском футболе. Те же кувырки, прыжки, жонглирование. Но можно и нужно вносить и другие элементы.

Упражнения без мяча:

  • отвод рук в различные стороны с гантелями;
  • наклоны из разных исходных положений;
  • медленный бег с быстрыми поворотами;
  • бег с прыжками вверх с имитацией удара по мячу;
  • часто практикуется состязание, которое метко называется «Петушиный бой», – игроки, стоя на одной ноге лицом друг к другу, пытаются вывести соперника из равновесия, толкаясь плечами.

Упражнения с футбольным мячом:

  • мяч подвешивается к стойке на достаточно большой высоте, – игрок должен в прыжке достать его головой;
  • игроки соревнуются, – кто выше отправит головой подброшенный мяч;
  • во время медленного бега мяч бросается о землю и подбрасывается вверх ногой или головой;
  • бег змейкой между стойками или фишками вместе с мячом;
  • бег с мячом с поворотом движения на 90 и 180 градусов.

Что касается жонглирования мячом, во взрослых командах этот процесс, как правило, носит индивидуальный характер. Кто-то любит повозиться с футбольным снарядом, кто-то отрабатывает удары по воротам. В любом случае и специальная техническая ловкость, и общая должна поддерживаться на определённом уровне в течение всей футбольной карьеры.

А неловких футболистов обычно обидно называют деревянными. Впрочем, больших спортивных высот они, как правило, не достигают. Зато ловкие и юркие футболисты, даже обладая не очень выдающимися физическими данными, становятся любимцами болельщиками и запоминающимися мастерами. Ловкость – качество в футболе ценное и во многом даже необходимое.

Как часто выполнять упражнения на ловкость

Есть навыки, приобретая которые, мы больше с ними не расстаемся. Например, нельзя разучиться кататься на велосипеде. К сожалению, ловкость легко утратить. Чтобы навык не растерялся, следует развивать его регулярно на протяжении жизни. «Выполняйте упражнения на ловкость 2-3 раза в неделю», — комментирует Петр Бочаров. Добавьте их к вашим обычным тренировкам или посвящайте развитию ловкости отдельные дни.

«Если вы самостоятельно планируете занятия спортом, то в разгрузочные дни между силовыми тренировками делайте 2-3 упражнения на ловкость. Это поможет лучше восстановиться и приобрести новые навыки», — рекомендует Артем Опальницкий.

Когда упражнения на ловкость станут частью вашей спортивной жизни, следите за уровнем их сложности. Как только вы начинаете легко и уверенно справляться с задачей, ищите новую или усложняйте текущее упражнение. Такая практика сделает развитие ловкости интенсивным, а тренировки — разнообразными.

Упражнения для развития выносливости

Тренировки на выносливость на улице

Комплекс беговых упражнений на развитие выносливости

Бег — самое популярное упражнение для развития общей выносливости. Если вы начинающий бегун, начинайте поэтапно — сначала быстрая ходьба, затем бег трусцой, и только потом бег на дистанцию.

Ставьте достижимые цели! Например, не сойти с дистанции в 3 км. Если через несколько тренировок вы сможете пробежать 5 км, значит ваша общая выносливость увеличилась. Затем можно поработать над сокращением времени бега. Замеряйте результаты в цифрах — длина дистанции или время бега, и вы сможете отследить свое развитие.

Чтобы не изнурять организм, начните с комфортной скорости, постепенно увеличивая темп. И занимайтесь регулярно, иначе организм «забудет» нагрузку, которую он получал, и придется начинать заново. Оптимальная периодичность занятий — 3-4 раза в неделю по 30-40 минут, затем время можно увеличить.

Упражнения для ходьбы

Самый простой, приятный, доступный, а главное бесплатный метод тренировки, направленный на развитие общей выносливости. Начинайте с медленной ходьбы, постепенно развивая скорость до 7 км в час. Ходить в быстром темпе можно 30-60 минут, и затем замедлиться. Оптимальная периодичность этого упражнения — через день.

Тренировка выносливости на велосипеде

Кроме работы с выносливостью, езда на велосипеде отлично снимает нагрузку с коленей и позвоночника. Оптимальная периодичность — 2 раза в неделю.

Тренировка на выносливость в тренажерном зале

Бегать, ходить и ездить на велосипеде можно и в зале — на беговой дорожке и велотренажере.

А что еще?

Ходьба на беговой дорожке

Да, ходить на ней тоже можно. А главное, у многих дорожек есть возможность изменения угла наклона. «Подъем в гору» — отличное упражнение, развивающее выносливость ног. А если при этом взять в руки дополнительный вес, вы получите более объемный эффект.

Упражнения на выносливость в бассейне

Главный плюс в том, что они разгружают опорно-двигательный аппарат, в результате чего позвоночник отдыхает. Такая тренировка подходит всем, включая людей с лишним весом. К тому же, плавать можно с любой скоростью. В свободном темпе — тренировка общей выносливости. Плавание без снижения темпа — упражнение для развития скоростной выносливости. Оптимальная периодичность — 2-3 раза в неделю по 1 часу.

Силовые упражнения

Еще один комплекс упражнений на развитие выносливости. В залах большое разнообразие тренажеров, с помощью которых можно тренировать руки, ноги и пресс. На первых порах лучше это делать под руководством тренера, который поможет подобрать подходящую нагрузку и виды тренажеров.

Тренировки на выносливость в домашних условиях

Бёрпи

Одно из лучших упражнений на силовую выносливость, а также для общей физической подготовки. Оно укрепляет мышцы всего тела, превосходно тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также ускоряет обмен веществ.

По сути, это чередование отжимания и прыжка. Принять упор лежа, отжаться, быстро встать и подпрыгнуть вверх. Повторить столько раз, сколько хватит сил Некоторые счастливчики способы сделать по 100 раз за один подход. Вот это выносливость!

Прыжки со скакалкой

Отменное физическое упражнение на выносливость, ловкость и координацию. К тому же, это эффективный способ укрепления сердечно-сосудистой системы и снятия напряжения в мышцах.

Чтобы подобрать скакалку по своему росту, сложите ее вдвое — она должна быть вровень с вашим плечом. Если размер меньше — ищите другую. А если больше — намотайте лишнее на запястья.

Вы новичок в прыжках? Тогда начните с 15 мин за 1 подход, в течение дня нужно сделать 3 подхода. Здорово, если за тренировку получится непрерывно напрыгать 200-500 раз. Далее попробуйте довести количество прыжков до 1000 и при этом усложнить задачу: делать двойную прокрутку — 1 прыжок за 2 прокручивания скакалки, прыгать на одной ноге или прокручивать скакалку назад.

Никогда не прыгайте босиком! Только в качественной обуви, чтобы не повредить суставы ног.

Подтягивания на турнике

Это эффективное упражнение для повышения выносливости будет еще полезнее, если вы сделаете не менее 5 подходов с максимально возможным для вас количеством подтягиваний. Изматывать себя не надо, ориентируйтесь на свои силы! Дополнительный плюс — развитие мышц спины и верхнего плечевого пояса.

Планка

Это упражнение для развития статический выносливости отлично подтягивает мышцы живота: примите правильное положение и держите его в течение минимум 30 секунд, постепенно увеличивая до своего максимума. Чем дольше сможете продержаться, тем выше ваша выносливость!

1.4 Ловкость

Ловкость — это, во-первых, способность овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать свои действия.

В данном случае объектом познания выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных, временных и силовых параметров. Среди физических качеств ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр.

Ловкость — важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, где предъявляются высокие требования к координации движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись и т.п.).

Ловкость, как отмечалось выше, может проявляться только в комплексе с другими физическими качествами. В этом заключается одна из основных предпосылок развития ловкости — физические способности человека. Другой предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми образуют новый навык. Деятельность анализаторов — третья основная предпосылка для развития ловкости. Наряду с определенной ролью ранее приобретенного двигательного опыта большое значение в развитии и проявлении ловкости играет обработка текущей информации. Все свидетельствует, как велика зависимость ловкости от функциональных возможностей центральной нервной системы.

Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры.

Упражнения на развитие ловкости и координации

Приведем несколько простых упражнений на развитие ловкости и координации, которые позволят синхронизировать работу ваших мышц, но при этом не отнимут много времени и сил.

Упражнения для укрепления нейромышечной связи

  1. Встаем прямо, вытянув руки перед собой. Производим одновременные вращательные движения руками: правой – по часовой стрелке, левой – против. Выполняем 10-15 повторений.
  2. Усложняем предыдущее упражнение. Вытягиваем одну руку вперед и начинаем описывать ею круги по часовой стрелке. При этом кистью стараемся вращать в противоположном направлении. Задача кажется невыполнимой, но регулярная практика вскоре поможет развеять ваши сомнения. Главное не делать резких движений кистью, иначе можно травмировать связки. Выполняем также 10-15 повторений.
  3. Вновь вытягиваем обе руки вперед и начинаем одновременно вычерчивать ими в воздухе разные геометрические фигуры. Например, правая рисует квадрат, а левая выписывает окружность и так далее. Через 10-15 повторений поменяйте «рисунок» для каждой руки.
  4. Еще одно несложное упражнение на развитие ловкости и координации, которым мы любили развлекать себя в детстве: правую ладонь поднимаем и опускаем над головой, слегка касаясь темени, а левой производим вращательные движения в вертикальной плоскости вокруг живота.

Упражнения на развитие координации

Стойка на одной ноге. Пытаемся удержать равновесие на одной ноге в течение 60 секунд. При этом руки отводим в стороны, а голову поворачиваем влево-вправо. Когда будете достаточно тренированы, упражнение можно выполнять с закрытыми глазами.

Прыжки на одной ноге. Все просто – подпрыгиваем на одной ноге, а приземляемся на другую. И так в течение 2-3 минут.

Броски мяча в стойке на одной ноге. Подходим к стене на расстояние вытянутой руки. Стоя на одной ноге, бросаем в нее мяч и ловим на отскоке

При этом все внимание концентрируем только на мяче. Ласточка

Балансируем, стоя на одной ноге

Ласточка. Балансируем, стоя на одной ноге

Руки разведены в стороны, свободная нога отведена назад до уровня таза. Спину держим прямо, смотрим прямо перед собой. Опорная нога также должна быть прямой. В этом положении стоим не менее 1 минуты, после чего меняем ногу. Можно усложнить упражнение, держа в вытянутых вперед руках небольшой медбол.

Бег с препятствиями. Если поблизости нет подходящей спортплощадки, можно бегать по пересеченной местности. Например, в лесу, огибая стволы деревьев и перепрыгивая поваленные бревна.

Ходьба по гимнастическому бревну – простое, но очень эффективное упражнение на развитие ловкости и координации. При желании его можно заменить менее рискованной тренировкой – ходьбой по бордюрам в парке.
Следующее упражнение можно выполнять буквально на ходу – пока едете в автобусе. Стоя возле поручня, пытайтесь сохранять равновесие на одних лишь ногах.

Упражнения на развитие ловкости и мелкой моторики рук

  1. Жонглирование. Кого из нас в детстве не восхищало мастерство цирковых жонглеров. Настало время взять кое-что из их арсенала себе на вооружение. Для этого нам не понадобится выписывать замысловатые пируэты с булавами или ворочать пудовые гири. Обойдемся парой теннисных мячей.
  2. Следующее упражнение выполняется вдвоем. Встаем возле стены и бросаем в нее мяч так, чтобы на отскоке его поймал партнер. Затем напарник повторяет то же самое, а вы ловите.
  3. Кувырки с ловлей мяча. Этот элемент позаимствован из художественной гимнастики. Высоко подкидываем мяч, выполняем кувырок и ловим снаряд. Усложнить упражнение можно следующим образом: попытайтесь поймать мяч в прыжке после выполнения кувырка.
  4. Развить молниеносную реакцию помогут также упражнения с баскетбольным мячом. Сначала потренируйтесь просто вести один, затем два мяча, при этом высоко поднимая бедра. Усложните, выполняя прыжки и одновременно ведя мяч. Выполняйте повороты влево-вправо под прямым углом, с одновременным ведением сразу двух мячей. Можно также вести мяч, одновременно перепрыгивая через скамейку в четырех направлениях.
  5. Отжимания с хлопками. Выполняются они в более быстрой, «взрывной» манере, чем стандартные. В момент разгибания локтей стараемся подбросить тело максимально вверх, чтобы успеть хлопнуть в ладоши и при этом не упасть.
  6. Ходьба на руках с толканием мяча. Даже в стандартном исполнении это очень сложное упражнение, которое по силам лишь тренированным людям. Если вы пока не готовы к таким испытаниям, прибегните к помощи товарища. Нужно, чтобы напарник держал вас за ноги, а вы шли на руках, толкая перед собой мяч.
  7. Для развития ловкости и мелкой моторики рук потренируйтесь в простом набивании теннисного мяча, со смещением тела в стороны.

Примеры профессиональной ловкости

Хороший пример – это упражнение в стрелковом виде спорта (практическая стрельба). Задача упражнения следующая. Стрелку нужно совершить рывок, пробежав пять метров к столу, зарядить ружье, раскрыв коробку с патронами (ружье и патроны расположены на столе перед стрелковым рубежом), после чего поразить все мишени. Упражнение выполняется на время. Все манипуляции и движения основаны на профессиональной ловкости.

Еще один яркий пример – это игра принимающего игрока во время розыгрыша в американском футболе. Его задача – как можно быстрее обойти игроков команды-соперника, пробежав на всех парах по заданной траектории, поймать пас и добраться до зачетной зоны соперников. Во время розыгрыша этот игрок проделывает очень тяжелый путь, который совершить просто невозможно без должного уровня ловкости, ведь ему придется уворачиваться от ударов в момент движения и ловли мяча, а после успешной передачи паса – добраться до зачетной зоны, минуя атаки противника, демонстрируя чудеса акробатики, нечеловеческой реакции и проворства!

Заключение

Большое значение в спорте и в повседневной жизни играет развитая ловкость. Человек, не занимающийся спортом, может выполнять хотя бы простейшие упражнения для его развития. Существует большая вероятность того, что ловкость непременно спасет жизнь и сохранит здоровье! В повседневной жизни ловкость стоит во главе таких качеств, как сила и выносливость.

Задачи: 1. Обучить правилам подбора упражне­ний для развития ловкости, используя технические приемы баскетбола. 2. Способствовать развитию координации движений. 3. Воспитывать осмыслен­ное отношение к выполнению заданий.

Вводная часть (10 мин).

Построение обучающихся в одну шеренгу по от­делениям-командам, приветствие учителя.

На экране появляются слайды с названием раздела, темы урока и требованиями к подбору упражнений. Но и опре­деление темы, и требования закрыты. В ходе урока обучающиеся должны самостоя­тельно, отвечая на вопросы, попытаться определить и тему урока, и сущность требований к упражнени­ям.

А на слайдах написано следующее.

Тема урока — развитие ловкости на уроках бас­кетбола.

Упражнения должны быть:

3) с изменением условий выполнения.

Ходьба на носках, на пятках, с перекатом с пятки на носок, с выпадами (1 мин.).

Общеразвивающие упражнения для мышц рук (1,5 мин).

Основная часть (28 мин).

Перестроение в четыре колонны (30 сек.).

Бег с подлезанием под скакалкой. Ученики полу­чают задание подлезть под скакалкой, придумав наиболее интересный и удобный способ преодоле­ния препятствия.

Бег, удерживая на теннисной ракетке теннис­ный мяч, затем бросок мяча в кеглю. Обучающиеся выполняют задание друг за другом, пытаясь не уро­нить мяч, и выполняют по одному броску в кеглю с расстояния 3,5-4 м. За удачное выполнение всех эстафет учащиеся получают пятый жетон.

«Теперь попробуем вывести правило подбора упражнений для развития ловкости. Когда человек бежит — он это выполняет довольно легко. Бежит с ведением мяча — это уже труднее, но ненамного. Приседает — легко, прыгает — легко. Но легкость упражнения не способствует развитию ловкости. Какими же должны быть задания, чтобы развива­лась ловкость? Трудными — правильно!

Перестроение в круги (30 с).

Передачи по кругу двух, трех, четырех, пяти мя­чей (2,5 мин). Дополнительные мячи вводятся по­степенно.

За правильные ответы обучающиеся получают шес­той жетон.

Задания отделениям на карточках.

Карточка 1.1. Расставьте кегли на ориентиры. 2. Встаньте за указанной линией. 3. Тряпичные мячи по очереди бросайте в кегли. 4. Сосчитайте количе­ство попаданий.

Карточка 2. 1. Ведущий с мячом встает в сере­дину центрального круга площадки, остальные иг­роки располагаются по кругу, не входя в него. 2. Ведущий громко называет кого-нибудь по имени и одновременно слегка подбрасывает мяч вверх. 3. Названный игрок должен поймать мяч. 4. Сосчитай­те, сколько раз команда поймала мяч. 5. Подумай­те, как сделать игру труднее.

Карточка 3. 1. Расставьте кегли по ориентирам. 2. По схеме определите свой маршрут, который вы должны пройти, не сбив кеглю. 3. Завяжите одному из играющих глаза. И в путь! 4. Сосчитайте, сколь­ко человек прошли путь без ошибок.

Карточка 4. 1. Двое ведущих встают с обручем на ориентиры, остальные игроки располагаются на площадке произвольно. 2. Ведущие перекатывают друг другу обруч. 3. Игроки должны пробежать че­рез катящийся обруч, не задев его. 4. Сосчитайте, сколько раз это удалось сделать.

Заключительная часть (7 мин).

Примерные ответы на вопросы.

1-е отделение. Задание необычное, так как ме­тание проводилось тряпичным мячом.

2-е отделение. Задание требовало изменения условий выполнения упражнения, так как менялись исходные положения игроков.

3-е отделение. Задание трудное, так как непри­вычно было выполнять упражнение с закрытыми глазами.

4-е отделение. Задание трудное, так как сложно было выполнить упражнение, не задев обруч.

За правильные ответы обучающиеся получили седь­мой жетон.

«Мы вывели три правила подбора упражнений для развития ловкости. Но хватит ли призовых же­тонов, чтобы открыть на доске победное слово? Попробуем выиграть еще один — последний. Каж­дое отделение-команда должно поочередно ответить на один вопрос.

-75%

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий